25-04-2024
[ архив новостей ]

«Другой марксизм» Каприйской школы: от «собирания человека» к философии коллективизма (М. Горький и А. Богданов)

  • Дата создания : 06.12.2010
  • Автор : М. А. Ариас-Вихиль
  • Количество просмотров : 4113
Марина Альбиновна АРИАС-ВИХИЛЬ (ИМЛИ РАН)
 
«Другой марксизм» Каприйской школы: от «собирания человека» к философии коллективизма
(М. Горький и А. Богданов).
 
Феномен  существования партийной школы на Капри (август-декабрь 1909 г.) связан с попыткой творческого освоения идей марксизма в России, поисками альтернативной формы связи российской социал-демократии с рабочим движением на фоне партийного раскола и жесткого централизма большевиков-ленинцев. Трое вдохновителей и организаторов Каприйской школы: теоретик партии, философ-большевик А.А. Малиновский (Богданов), писатель М.Горький и профессиональный революционер А.В. Луначарский, при всей разности их образа жизни и подходов к учению Маркса – были «коллективистами» и в качестве лекторов школы исповедовали идеи коллективизма, сформулированные в художественных и публицистических  произведениях этого периода (утопии  А. Богданова «Красная звезда» (1908) и «богостроительной» повести М. Горького «Исповедь» (1908), статьях «Собирание человека» (1904) А. Богданова и «Разрушение личности» М. Горького, книге «Религия и социализма» А. Луначарского).  Философские искания А. Богданова  этого периода легли в основу созданной им «всеобщей организационной науки» («тектологии»), постулирующей принципы изоморфизма различных организационных структур, будь то «человеческие коллективы или звездные системы», и «организованного целого, которое больше суммы всех его частей», предвосхищая такие современные общенаучные направления, как кибернетика, системный подход, структурализм, теория катастроф, синергетика, общая теория систем Берталанфи и т.п. Позднее идеи философии коллективизма и организационной утопии А. Богданова стали обоснованием идеологических установок Пролеткульта, организации, созданной А.В. Луначарским незадолго до революции и просуществовавшей в тех или иных формах до 1932 г. (например, 1-й Рабочий театр, где работали в 1920-е гг. С. М. Эйзенштейн, В. С. Смышляев, И. А. Пырьев, М. М. Штраух, Э. Гарин, Ю. С. Глизер и др.). Как идеолог Пролеткульта А. Богданов выдвинул идеи демократизации научного знания, создания рабочей энциклопедии, организации рабочих университетов, развития театральной и клубной работы, пролетарского искусства,  проникнутого духом трудового коллективизма и товарищеского сотрудничества. Попытка реализации идей коллективизма как любой утопии не принесла желаемых результатов ни в экономической, ни в социальной, ни в культурной сферах, впрочем, потерпел крах и ортодоксальный марксизм ленинско-сталинского толка.
 
 
 
 
(Голосов: 3, Рейтинг: 3.71)
Версия для печати

Возврат к списку