24-04-2024
[ архив новостей ]

Творческие замыслы Маяковского и их репрезентация в записных книжках

  • Автор : Е.Р. Арензон
  • Количество просмотров : 951

Е.Р. Арензон

Творческие замыслы Маяковского и их репрезентация в записных книжках

 

        Сравнительно небольшой объем автографических источников в архивах Маяковского (ГММ, РГАЛИ) вызывает особый интерес к его записным книжкам. Далеко не все они целиком или хотя бы наполовину заполнены материалами художественного характера. Автор фундаментальной статьи на эту тему В.А. Арутчева констатирует: «Пятнадцать книжек из семидесяти трех вообще не содержат поэтических текстов; в девяти из них находятся только различные заметки делового характера и бытовые, к которым в двух книжках примешивается несколько заготовок – рифм … (Лит.наследство. Новое о Маяковском. Т.65. М., 1958. С. 326).

Тем не менее, сам Маяковский называл «подвалом» (метафора В.Хлебникова) своей поэтической памяти именно записные книжки, наличие которых считал одним из «главных условий для делания настоящей вещи» (Как делать стихи? 1926).

Этот уникальный для Маяковского опыт историко-аналитического объяснения своего творчества вместе с литературной автобиографией «Я сам» имеют взаимодополняющую функцию путеводителя по всему корпусу записных книжек поэта.

Первая книжка относится к весне 1917 г., последняя – к весне 1930 г.

Все они в совокупности подтверждают технологию «делания стихов» как повседневную работу над предварительными «заготовками». Интересно отметить, что стихотворение «Сергею Есенину» (1926), ставшее поводом и самым значимым мотивом его статьи, не присутствует ни одним фрагментом, ни одной из опережающих строк или рифм в этих книжках, что является убедительным показателем неполноты рукописного фонда Маяковского. Например, по воспоминаниям В.А. Катаняна, весной 1926 г. Маяковский прочел ему эту вещь «по карандашному черновику, испещренному помарками, написанными вдоль и поперек на листе писчей бумаги».

        То же наблюдается в отношении цикла «Париж» (по авторскому определению, «поэма из отдельных стихов»), который в ЗК, датируемой концом 1924 г., полностью отсутствует. С другой стороны, цикл «американских» стихотворений, написанных в 1925 г., полностью представлен в ЗК № 33 (восемнадцать текстов). При этом цикл очерков «Мое открытие Америки» (печатался частями в периодике, потом отдельной книгой) не имеет следов ни в одной из ЗК, хотя о первой дальней поездке во Францию и Германию осенью 1922 г. есть краткие заметки (на память) в ЗК № 18, где есть след работы над стихотворениями «Париж. Разговорчики с Эйфелевой башней» и «Германия».

По записным книжкам важно отмечать характерную для эволюции Маяковского последовательность выразительных приемов его стилистики, например, часто трансформируемые автоцитаты разного свойства. По наблюдению З. Паперного, глубоко драматичная по духу поэма «Про это» (1923), вызвавшая шквал критических откликов (положительных и отрицательных), имеет мотивно-тематическую перекличку с мало кому известной сатирической агитпьесой «Кто как проводит время, праздники празднуя, и на этот счет замечания разные» (1920, ЗК № 4, печатный текст в ПСС, Т. 2). Интересна близость «проходного» стихотворения «Чудеса!» (ЗК № 44) и поэмы «Хорошо!» (ЗК №41, 43, 44), которую Маяковский считал «вещью программной вроде “Облака в штанах”» (см. «Я сам», раздел «1927-й год»). Есть замечательная перекличка чернового фрагмента поэмы о Ленине в записной книжке №23а с пьесой «Баня» (тем более значимая, что пьесы Маяковского последних лет его жизни отсутствуют в записных книжках, хотя количественно большие записи киносценариев есть в нескольких ЗК).

Нельзя пройти и мимо деловых записей – они часто разбросаны среди поэтических фрагментов, но иногда составляют отдельные комплексы. Такого рода записи, включая тезисы к выступлениям, рисунки, финансовые расчеты, дополняют наши сведения о биографии поэта, условиях его работы над тем или иным произведением, об атмосфере литературной жизни.

         Маяковский объяснял плодотворность своей работы наличием «тщательно обдуманных заготовок <…> Поэт каждую встречу, каждую вывеску, каждое событие при всех условиях расценивает только как материал для словесного оформления» (статья «Как делать стихи?»). Текстологам же необходимо сделать тщательный комментарий к каждой рукописной единице в его архиве.

 

Евгений Рувимович Арензон, снс Группы подготовки Полного собрания произведений В.В. Маяковского в 20 т.

(Голосов: 4, Рейтинг: 3.52)
Версия для печати

Возврат к списку