29-03-2024
[ архив новостей ]

«Врезываясь / трезвость». Рифма в записных книжках В. Маяковского

  • Автор : А.П. Зименков
  • Количество просмотров : 957

А.П. Зименков

 

«Врезываясь / трезвость». Рифма в записных книжках В. Маяковского


Доклад подготовлен в ИМЛИ РАН за счет средств гранта РФФИ. Проект № 20-012-00477 «Поэтика и текстология записных книжек В.В. Маяковского (1917–1930)».

 

Изучение рифмы начинается с медленного чтения, внимательного вглядывания в текст, позволяющего обнаружить интересующие исследователя объекты – рифменные созвучия, после чего следует их анализ (в том числе – лингвистическими и статистическими методами).

Медленному чтению, внимательному вглядыванию в текст, подкрепленными интуицией, подсчетами и лингвистическим анализом, мы обязаны фундаментальными знаниями о рифме Маяковского, содержащимися в работах В.М. Жирмунского, Н.И. Харджиева, М.П. Штокмара, Б.П. Гончарова, Д.С. Самойлова, М.Л. Гаспарова и др.

И сегодня, когда дело касается функции и семантики звуковой организации стиха, метод наблюдения успешно конкурирует с объективными методиками, которые предлагает современная наука (Г.В. Векшин. Автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора филол. наук «Фоностилистика текста: звуковой повтор в перспективе смыслообразования». М., 2006. С. 11).

И все-таки, несмотря на доказанную временем научную состоятельность медленного чтения при изучении звукового строя поэтического текста и рифмы, этот прием, как и всякий прием, ограничен в своих возможностях. Он действенен в тех случаях, когда нет сомнения, что звуковой повтор или рифменное созвучие возникли по воле поэта, когда очевидность авторского намерения позволяет не искать объективных доказательств. Во всех других случаях, когда подобной очевидности нет, исследователя подстерегает опасность – избрать в качестве объекта анализа случайную комбинацию звуков стихотворной речи, которая никак не связана с творческим замыслом автора.

Приведем показательный пример, связанный с рифмой Маяковского, когда исследователю трудно решить, с чем он имеет дело – проявлением авторской воли или случайно возникшей последовательностью звуков.

В статье «Как делать стихи?» Маяковский описывает процесс своей работы над первой строфой стихотворения «Сергею Есенину»:

«Взяв самые характерные звуки рифмуемого слова «резв», повторяю множество раз про себя, прислушиваясь ко всем ассоциациям: «рез», «резв», «резерв», «влез», «врез», «врезв», «врезываясь». Счастливая рифма найдена. Глагол — да еще торжественный!

Но вот беда, в слове «трезвость», хотя и не так характерно, как «резв», но все же ясно звучат «т», «сть», Что с ними сделать? Надо ввести аналогичные буквы и в предыдущую строку.

Поэтому слово «может быть» заменяется словом «пустота», изобилующим и «т», и «ст», а для смягчения «т» оставляется «летите», звучащее отчасти как «летьитье».

И вот окончательная редакция:

      Вы ушли, как говорится, в мир иной.

      Пустота, — летите, в звезды врезываясь...

      Ни тебе аванса, ни пивной —

      Трезвость».

В данной строфе благодаря свидетельству поэта мы знаем, что слово «пустота» выполняет не только семантические задачи, но и своими согласными Т компенсирует отсутствие этих согласных в слове «врезываясь», образующем рифму со словом «трезвость».

Однако, как быть с другой строфой этого же стихотворения:

             Дескать,

                  к вам приставить бы

                                              кого из напостоВ -

              стали б

                    содержанием

                                 премного одарённей.

              Вы бы

                     в день

                               писали

                                           строк по сто,

                утомительно

                                и длинно,

                                             как Доронин.

Пояснений к строфе автор не дал. И само по себе медленное чтение также не может дать объективного ответа на вопрос, почему два звука В появились в начале стихотворной строки - «Вы бы / в день…». Было ли это вызвано авторским желанием компенсировать звук Ф, отсутствующий в конце слова «сто», или это лишь совпадение?

Чтобы решать задачи такого типа, требуются иные исследовательские приемы. Один из них – это анализ сохранившихся вариантов текста стихотворных произведений поэта. Варианты – важнейший источник информации, потому что позволяют судить об авторских намерениях не только на основе тех или иных предположений и интуиции, но благодаря реальным проявлениям авторской воли – на лексическом, синтаксическом, ритмическом, интонационном, фоническом и рифменном уровнях.

Одними из первых, кто начал использовать варианты Маяковского для исследования приемов его работы с ритмом, звукописью и рифмой, были В.В. Тренин, Н.И. Харджиев, Н.Н. Асеев, Н.В. Черемисина.

В 1970-е наблюдение за авторской правкой превратил в метод изучения звуковой организации стиха Л.И. Тимофеев. Ученый, проанализировав несколько тысяч вариантов стихотворных строк Пушкина, Блока и Маяковского, показал возможности этого метода и познакомил с полученными результатами. Так, наблюдения и подсчеты Л.И. Тимофеева показали, что у Маяковского «20 процентов вариантов несет в себе звуковую основу, то есть усиливает в основном тексте звуковое начало, найденный звуковой повтор: «Очень угорели» и «С углей угорели»; «День, свет, май» и «Труд, Мир, Май»; «Под этим под кедром» и «У корня под кедром дорога»; «проложенный еще рабами Рима» и «сработанный еще рабами Рима»; «Они стоят свинцово-тяжело» и «Стихи стоят свинцово-тяжело»; «Где только золота знают резон» и «Где знают лишь золота звонкий резон»; «Капитал как надо хапал и грабастал» и «Город грабил, греб, грабастал»…» (Л. Тимофеев. Там же. С. 295).

Нам кажется, что путь, намеченный Л.И. Тимофеевым, открывает перед исследователями рифмы Маяковского дополнительные возможности. Записные книжки поэта содержат тысячи вариантов, которые позволяют соприкоснуться с некоторыми фазами реального процесса становления звуковой формы стиха Маяковского и благодаря этому раздвинуть границы нашего знания о его рифме.

 

Алексей Павлович Зименков, снс, ученый секретарь Группы подготовки Полного собрания произведений В.В. Маяковского в 20 т.

 

(Голосов: 9, Рейтинг: 3.8)
Версия для печати

Возврат к списку