16-08-2022
[ архив новостей ]

Секция Юго-Восточной Азии

  • Автор : Ю.С. Ершова, Е.С. Кукушкина, А.И. Лунева, И.И. Шмелева
  • Количество просмотров : 291

 

Ю.С. Ершова (Москва)

СОВРЕМЕННАЯ ЖЕНСКАЯ ПРОЗА ИНДОНЕЗИИ:
КУРС НА ПОСТМОДЕРНИСТСКУЮ ПАРАДИГМУ

Произведения женской прозы в Индонезии начали появляться в первой половине XX в. С 1970-х гг. начали обозначаться важные тенденции, подготовившие бум женской литературы конца ХХ – начала ХХI в. Среди индонезийских писательниц можно выделить весьма яркие фигуры. В 1950-х-1970-х гг. это были авторы серьезных реалистических произведений во главе с Нх. Дини, а также любовных романов для массового читателя – в этом сегменте наибольшей известностью пользовалась Марга Т. Однако, с конца XX в. женская проза начинает широко использовать характерные элементы постмодернистской поэтики – деконструкцию больших дискурсов, ризоматичность сюжетов, концепцию «смерти автора», иронизм. Вместе с тем, эта литература отличается явной ориентацией на коммерческий успех. Примером этому является известная романная серия Деви Лестари «Супернова» (2001-2016). Сосуществование в ней черт высокой словесности и массолита позволяет говорить о ней как о значительном образце современной индонезийской беллетристики.

Ершова Юлия Сергеевна, Институт стран Азии и Африки им. М.В. Ломоносова

 

Е.С. Кукушкина (Москва)

ПРЕДЫСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЖАНРА ДЕКОН
(АРТИСТИЧЕСКОЙ ДЕКЛАМАЦИИ) В ДРАМАТУРГИИ МАЛАЙЗИИ

Зачинателем жанра артистической декламации в малайской драматургии является признанный литератор А. Самад Саид. В 1990х гг. он переработал для сцены свой роман и сам выступал с созданной пьесой. Жанр быстро приобрел популярность и воспринимался как новация. Однако представляется, что он имеет корни в прошлом.

Во-первых, еще в период становления драматургии Малайзии существовала практика драматического переложения текстов прозы. Во-вторых, среди произведений разных периодов можно усмотреть пьесы, наделенные чертами, позднее разработанными в деконе. Их тексты представляют собой серию монологов. Сюжет не столько разыгрывается, сколько описывается вербально. Монологи насыщены отвлеченными рассуждениями и выражением связанных с ними эмоций. Декорации и реквизит очень лаконичны.

Пьесы с подобными характеристиками обнаруживаются у Шахарома Хусейна (1950е-1960е гг.), Усмана Аванга (1960е-1970е гг.), в неоабсудристских постановках 1970х-1990х годов. Так, молодой драматический жанр оказывается результатом определенной эволюции.

Кукушкина Евгения Сергеевна, кандидат филологических наук, Институт стран Азии и Африки им. М.В. Ломоносова

 

А.И. Лунева (Москва)

ЖЕРТВЫ ИСТОРИИ: ДЕМОНИЗАЦИЯ ЖЕНЩИН В РОМАНЕ
«МАНДЖАЛИ И ЧАКРАБИРАВА» (2010) СОВРЕМЕННОЙ ИНДОНЕЗИЙСКОЙ
ПИСАТЕЛЬНИЦЫ АЙЮ УТАМИ

В романе «Манджали и Чакрабирава» (2010) Айю Утами поднимает одну их самых сложных тем истории Индонезии, тему переворота 1965 года. Тогда в стране установился авторитарный режим и были развернуты антикоммунистические политические акции. Особенно жестокая участь ждала участников женского движения Гервани, аффилированного с коммунистической партией. Образы этих женщин были настолько искажены, что даже само слово «Гервани» стало ругательным. Утами проводит параллель между судьбой жертв репрессий и крайне популярной балийского сюжета о злой ведьме Чалон Аранг, чей образ, по мнению писательницы, также был искусственно демонизирован.

Роман представляет интерес как авторская интерпретация идеи параллели фольклора с историческими событиями и контекстами.

Лунева Александра Игоревна, аспирант, Институт стран Азии и Африки им. М.В. Ломоносова

 

И.И. Шмелева (Москва)

ФОРМИРОВАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРА САТРА ЛБАЕНГ
В КХЕМРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Стихотворный роман сатра лбаенг (текст-игра) – жанр классической кхмерской литературы, датируется XVIII – началом XX в. Вне зависимости от источника сюжета, он интерпретируется как рассказ о предыдущих рождениях Будды. Композиция ранних сатра лбаенг оставалась почти неизменной и в целом повторяла структуру классических джатак. Изменения в этом жанре происходили медленно. Композиция поздних сатра лбаенг становится более свободной. Произведения XIX – начала XX вв. лишены традиционного для этого жанра пролога, а иногда и эпилога. Увеличивается набор метров, используемых кхмерскими поэтами. Содержание становится более разнообразным, а сюжеты начинают интерпретировать по-новому. В этом отношении показателен знаменитый памятник кхмерской литературы Тум Тиеу (1859 г., 1915 г.), хотя и включаемый в список произведений жанра сатра лбаенг, но полностью лишенный характерных признаков джатаки, как с точки зрения содержания, так и формы.

Шмелева Ирина Николаевна, Институт стран Азии и Африки им. М.В. Ломоносова

(Нет голосов)
Версия для печати

Возврат к списку