16-08-2022
[ архив новостей ]

Секция Японии и Монголии

  • Автор : Я.Д. Леман, А.Р. Садокова, М.Г. Селимов, Е.Л. Скворцова
  • Количество просмотров : 326

 

Я.Д. Леман (Москва)

МОНГОЛЬСКИЙ ПОЭТ И МОНАХ ДАНДЗАНРАВДЖА (1803-1856):
ОБРАЗ СВЯТОГО БЕЗУМЦА

Дандзанравджа (Равджа) считается одним из наиболее выдающихся поэтов в истории монгольской литературы. Будучи буддийским монахом-перерожденцем (хутухтой) и занимая достаточно высокую ступень в церковной иерархии, он имел репутацию пьяницы, подписывал свои стихи прозвищем «Сумасшедший» («Галзуу») и позволял себе насмешливые критические высказывания в адрес верхушки духовенства. В народе о нем до сих пор ходят устные предания, в которых он предстает как благодетель и чудотворец. В XX и XXI веке в Монголии появилось несколько романов, где Равджа выступил в качестве центрального или одного из второстепенных персонажей. Интересно посмотреть, как отличаются его образы, созданные им самим в своих произведениях, его современниками в байках о нём и современными авторами, для которых он олицетворяет самобытность и самостоятельность монгольской культуры.

Леман Яна Дмитриевна, Институт востоковедения РАН; НИУ ВШЭ

 

А.Р. Садокова (Москва)

ЯПОНСКИЙ СКАЗОЧНЫЙ СЮЖЕТ О МОМОТАРО
В СОВРЕМЕННОЙ ХРАМОВОЙ КУЛЬТУРЕ

Фольклорный сюжет о мальчике-богатыре, победившем злых демонов, со временем нашел отражение в храмовых «историях» многих синтоистских храмов Японии. История стала рассказываться не так сказка, а как легенда или предание, то есть получила явно выраженную установку на достоверность. В ряде случаев произошла эволюция вымышленного образа, и деяния героя соединились с подвигами разных богов из классической японской мифологии. Эти тенденции хорошо прослеживаются и в современной храмовой культуре. Самым ярким примером такого переосмысления образа можно считать «храмовую историю» синтоистского храма Кибицу-дзиндзя в префектуре Окаяма.

Садокова Анастасия Рюриковна, доктор филологических наук, профессор, Институт стран Азии и Африки им. М.В. Ломоносова

 

М.Г. Селимов (Москва)

ВИЗУАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ КИНО В ПРОЗЕ КРУПНЕЙШЕГО
ЯПОНСКОГО ПИСАТЕЛЯ XX ВЕКА ТАНИДЗАКИ ДЗЮНЪИТИРО

Творчество крупнейшего японского писателя XX века Танидзаки Дзюнъитиро (1886–1965) имеет крепкую генетическую связь с кинематографом. Богатый зрительский опыт и не только он – Танидзаки Дзюнъитиро профессионально занимался кинопроизводством, писал сценарии – позволили литератору вербализировать в своей прозе такие визуальные приемы кинематографа как ассоциативно-образный, параллельный и перекрестный монтаж, эффект движения камеры, крупные планы, игра света и тени. В романах «Любовь глупца» (痴人の愛, Тидзин-но ай, 1924) и «Мелкий снег» (細雪, Сасамэюки, 1943-48), ставших наиболее известными произведениями Танидзаки Дзюнъитиро, литератору удалось блестяще передать ритм экранного времени; а такой прием киноречи как инструмент возвращения к прошлому, который отмечал в своем труде «Семиотика кино и проблемы киноэстетики» Ю.М. Лотман, представлен и в литературных произведениях Танидзаки Дзюнъитиро.

Селимов Мазай Гаджимагомедович, аспирант, Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН

 

Е.Л. Скворцова (Москва)

ТВОРЧЕСТВО СИИНА РИНДЗО КАК ДИАЛОГ КУЛЬТУР

В произведениях японского прозаика Сиина Риндзо (1911-1973) явственно ощутимо влияние и русской, и западной духовных традиций (в частности, экзистенциализма). Важное значение для нравственных и религиозных исканий писателя имел факт его крещения по католическому обряду в 1951 г. Хотя сам Сиина признавался, что обращение в христианство произошло не столько под воздействием христианской догматики, сколько из-за увлечения идеями Достоевского (в свою очередь, по мнению ряда литературоведов, являющегося писателем экзистенциальной ориентации).

В романе «Вечный пролог» («Эйэн нару дзёсэй», 1948) и повести «Записки Фукао Масадзи» («Фукао Масадзи-но сюки», 1948) Сиина изображает послевоенную эпоху как времена мрака и бессмысленности. Анализируя условия существования современного человека, он пытается постичь сущность тотального отрицания гуманистических ценностей в духе Достоевского и Кьеркегора и выступает типичным представителем поколения писателей экзистенциалистской ориентации.

Скворцова Елена Львовна, доктор философских наук, профессор, Институт востоковедения РАН

(Голосов: 12, Рейтинг: 4.15)
Версия для печати

Возврат к списку