Щербак Н.Ф.
Фэнтези в эпоху модернизма и психоаналитическая интерпретация текста: границы жанра
Данное исследование ставит своей задачей рассмотреть, до какой-степени психоаналитическая трактовка текста позволяет определить невротические аспекты, обозначенные в тексте, то есть как данная трактовка может способствовать тому, чтобы превратить личность «абстрактного» автора (по терминологии Шмидта), героя или даже интерпретатора в личность, способную увидеть фантастическое. В исследование приводится описание психоаналитического разбора рассказа Эдгара По «Украденное письмо» (The Purloined letter) (1844), предпринятый классиками философской и психоаналитической мысли, Жаком Лаканом и Ж. Дерридой. Прослеживается влияние «Украденного письмо» на произведения Конан Дойла и на формирование образа Шерлока Холмса. Исследуются психоаналитические интерпретации романа Генри Джеймса «Поворот винта» (1898), и романа «Отчаяние» (1934) Владимира Набокова.
Слава Эдгара По как основателя детективного жанра основана всего на четырех рассказах: Личность детектива Дюпена – богемная, особая. Дюпен, подобно, Шерлоку Конан Дойла, способен видеть больше, чем обычный человек. Известный анализ Лакана и Деррида подтверждает, что детектив в произведениях Эдгара По (как и детектив у Конан Дойла) – живой образ психоаналитика, который способен раскрыть любое преступление, встав на место каждого из героев. Письмо в рассказе Эдгара По (как и письмо в более широком смысле) – движение бессознательного, которое способно описать действия и психику каждого из героев.
В случае романа «Поворот винта» (1898) - ситуация психоанализа была вскрыта интерпретаторами спустя сорок лет после выхода произведения. Невроз главной героини, феномен переноса, процесс чтения и интерпретации рукописи, влюбленность – свидетельства тому, что обрамление романа (как и ЗФК) – чтение рукописи, предоставленной гувернанткой – ситуация психоанализа. Роман Владимира Набокова «Отчаяние» (1934) - блестящий пример пристального рассмотрения автором факта убийства, метафорическое значение которого – убийства плохого художника в самом себе. Возможность интерпретировать текст достигается благодаря сверхчувствительному отношению автора к слову.
Щербак Н.Ф., СПбГУ, к.ф.н., доцент
E-mail: alpha-12@yandex.ru
Гумерова А.Л.
От ясновидения к fantasy: история Атлантиды и легенда о Нуменоре
В монографии «Введение в фантастическую литературу» Цветан Тодоров располагает фантастическое на линии от чудесного к необычному: по мнению Тодорова, фантастическое в чистом виде размещается на границе, «отделяющей фантастическое-необычное от фантастического-чудесного» и «полностью соответствует природе фантастического как границе между двумя соседними жанрами». Граница между фантастическим и чудесным – одна из основных проблем в изучении фантастической литературы. В частности, с этой проблемой мы имеем дело, когда обращаемся к теме Нуменора в творчестве Дж.Р.Р. Толкина в сравнении с «Историей Атлантиды» У. Скотта-Эллиота, которая не относится к фантастическим произведениям по авторскому замыслу. Как утверждает Карпентер в монографии «Дж.Р.Р. Толкин», Толкин занимался Нуменором в конце 20-х – начале 30-х годов. По предположению Кристофера Толкина, в 1936 году эта тема активно обсуждалась с К.С. Льюисом, и, очевидно, приблизительно в это время Толкин работал над рукописью «Утраченного пути». В более позднем письме Толкин писал о «комплексе Атлантиды»: «повторяющийся ночной кошмар <…> о Великой Волне, что, вздымаясь до неба, неотвратимо надвигается и погребает под собою деревья и зеленые поля. <…> Кажется, этот сон перестал мне сниться с тех пор, как я написал «Низвержение Нуменора» как последнюю из легенд Первой и Второй эпох».
Гумерова А.Л., ИМЛИ РАН, с.н.с., к.ф.н.
E-mail: gratia4@yandex.ru
Васильева Э.В.
Терминологические подступы к осмыслению «темной» фантастики
в эссе Г.Ф. Лавкрафта «Сверхъестественный ужас в литературе»
Несмотря на широту корпуса «лавкрафтоведческих» исследований, в наследии писателя по-прежнему остаются неизученные тексты, по тем или иным причинам не привлекшие внимание литературоведов. К таким текстам относится и эссе «Сверхъестественный ужас в литературе» (публ. 1939).
Лавкрафт планировал это эссе как полноценную научную «штудию», которой он посвятил несколько лет жизни, однако как академическое исследование «Сверхъестественный ужас» обладает рядом существенных пороков, включая отсутствие единой методологии анализа и недостаточное внимание автора к исторической поэтике рассматриваемого им жанра в диахронической ретроспективе. Ценность же данного эссе для современного исследователя заключается в той имплицитной саморефлексии, к которой приходит Лавкрафт, размышляя над яркими образцами «темной» фантастики прошлого.
Важную роль для понимания художественной программы Лавкрафта-«темного» фантаста играют введенные им в эссе концепции «литературы космического ужаса» и «литературы животного страха». Более или менее соответствующие понятиям terror и horror, введенным на сто лет раньше А. Радклиф, но отмеченные и субъективным восприятием, они проливают свет на представления Лавкрафта о «языках страха» художественной литературы и о механизмах воздействия «темной» поэтики на читателя, а также позволяют поместить его собственные литературные тексты в более широкий контекст.
Васильева Э.В., СПбГЛТУ, к.ф.н.
E-mail: elmvasilyeva@hotmail.com
Кшондзер М.К.
Фантастика как форма художественной условности в «таинственных повестях» И.С. Тургенева (на материале анализа повестей «Фауст», «Песнь торжествующей любви» и «Клара Милич»)
Категория фантастического как особого жанра в литературе и искусстве не имеет определенных границ и определяется в современном литературоведении неоднозначно, в зависимости от исследуемого материала и временных рамок. Ю.В.Манн определяет фантастическое как «условную условность» в литературе, берущую свои истоки в мифологическом сознании древних, а впоследствии приобретающую черты так называемой «завуалированной фантастики» (М.Ю. Лермонтов «Маскарад», Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»), где фантастическое выступает как странное совпадение, предчувствие, предзнаменование. Такой тип фантастического, с точки зрения Ю.В. Манна, свойственен переходному периоду от романтизма к реализму [Манн, 1973, с. 219-258].
Так называемые «таинственные повести» И.С. Тургенева представляют собой образец именно такой формы художественной условности, при которой особое внимание уделяется психологической мотивации персонажей, сосуществованию рационального и иррационального в характерах и судьбах героев, взаимодействию мира реального с миром вымышленным. В этой связи фантастика используется не как самоцель, а как «намеренная художественная условность», способствующая раскрытию идейно-художественного замысла автора.
В докладе на материале анализа повестей «Фауст», «Песнь торжествующей любви» и «Клара Милич» прослеживается архетип трагической любви в контексте симбиоза фантастики и реальности, создающих неповторимую картину авторского мировидения.
1. Манн Ю.В. Эволюция гоголевской фантастики / Ю.В. Манн // К истории русского романтизма: сборник статей. М.: Наука, 1973.
Кшондзер М.К., д.ф.н., руководитель литературного общества «Арион» (Германия, Любек)
E-mail: mkkshondzer@gmail.com
Симович И.Г.
Фантастика в творчестве Милована Глишича как следствие влияния Н.В. Гоголя
Славянские литературы эпохальнo и тематически тесно связаны, а появление фантастического в художественной литературы сблизило их в периоде реалистической эпохи. Южнославянская, а точнее сербская реалистическая литература создавалась по образцу золотого века русской литературы, и некоторые мотивы из этих двух литератур вышли за пределы национальных границ. Наша работа проникнет в фантастические элементы творчества Милована Глишича, одного из самых ярких представителей южнославянского литературного контекста и художественные тексты Николая Васильевича Гоголя, творческий процесс которого никого не оставляет равнодушным. Поскольку оба автора в основном писали короткие прозаические произведения, в работу войдут несколько их рассказов: «Нос» и «Шинель» Н.В. Гоголя и «После девяноста лет» и «Сахарная голова» Милована Глишича. Элементы художественной литературы коррелируют с мистикой, поэтому наше исследование будет включать использование знаний из мифологии и языческих времен. Чтобы лучше объяснить фантастическое в литературе, мы также обратимся к ранее написанным произведениям – южнославянской народной литературе и русским сказкам.
Симович И.Г., Университет Черногории, магистр (Никшич, Черногория)
E-mail: simovicilona50@gmail.com