26-04-2024
[ архив новостей ]

Об итогах подготовки записных книжек для 19-го тома Полного собрания произведений В.В. Маяковского

  • Автор : В.Н. Терехина
  • Количество просмотров : 468

В.Н. Терехина

                                                                      

Об итогах подготовки записных книжек для 19-го тома Полного собрания произведений В.В. Маяковского*


Исследование выполнено в Институте мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) №20-012-00477 «Поэтика и текстология записных книжек В.В. Маяковского (1917–1930)». 

 

19-й том завершает публикацию творческих текстов в Полном собрании произведений В.В. Маяковского в 20 томах. В первых четырех томах ПСП были напечатаны стихотворения (1912–1930), затем в соответствии с проспектом издания идут два тома поэм, проза, пьесы и сценарии, агитационные тексты лозунгов и плакатов, книги-лубки, статьи и выступления. Это огромное и многообразное наследие тесно связано с повседневной творческой деятельностью Маяковского, которая отразилась в значительной степени в его записных книжках, в непрестанной «обработке слова», запечатленной также в экспромтах и дарственных надписях. Его исключительное внимание к издательским документам свидетельствовало о их значительной роли в осуществлении замыслов писателя.   Эти материалы, ранее лишь частично входившие в круг исследовательских интересов, впервые  включены  в состав научного издания произведений Маяковского и представлены  самостоятельными разделами. Структура 19-го тома определена уникальным характером впервые публикуемых документов и включает четыре раздела: «Записные книжки»,  «Дарственные надписи», «Экспромты», «Документы к биографии».

Состав тома был определен в Проспекте издания ПСП Маяковского, однако по своему содержанию и принципам научной публикации, заложенным в этот проект, он нуждался в пересмотре и обновлении.           Наиболее сложным разделом, создающим беспрецедентный авторский контекст для творчества Маяковского, является, несомненно, раздел записных книжек. При этом, признавая исключительную важность записных книжек для понимания творческой лаборатории поэта, приемов и методов его поэтической работы, уточнения фактов его биографии, составители проспекта заключали: «Большая часть записных книжек Маяковского занята черновыми и беловыми автографами стихотворений и поэм. Поскольку эти материалы будут публиковаться в разделе «Вариантов» соответствующих томов, а некоторые из них будут представлены в разделе «Неоконченное» в числе черновых записей к выступлениям, весь этот материал повторно здесь воспроизводиться не будет (курсив наш — В.Т.). Таким образом, в раздел «Записные книжки» войдет большое число отдельных записей Маяковского творческого и делового характера, заметки, сохранившиеся среди бумаг.  Это – поэтические заготовки и наброски, записи рифм, наметки тем, выписки из книг и статей, заметки дневникового характера и др.». 

В связи с установками на выборочное воспроизведение текстов записных книжек объем раздела планировался всего 5 печ.л. при общем объеме тома 27 печ.л. Однако в ходе работы над томом составители пересмотрели прежние принципы публикации записных книжек Маяковского, отказавшись от любого вмешательства в состав, структуру и характер  записей в них. Было решено полностью постранично воспроизвести эти уникальные документы, сохранив орфографию, пунктуацию, графику рукописных текстов, не выделяя творческие записи, не пренебрегая деловыми записями, в т. ч. фамилий, адресов, телефонов, словарей немецких и французских слов, записей других лиц.

Основанием для такого решения была прежде всего потребность сохранить полное представление о записных книжках Маяковского как исторической и культурной ценности. Изучение и публикация наследия  Маяковского во многом основывается на рукописных материалах, заключенных в записных книжках поэта, фактически недоступных для работы, несмотря на чрезвычайно высокий интерес именно к самому процессу творчества, к становящемуся тексту.

Это новый ресурс для академического Полного собрания произведений Маяковского в 20 томах, который содержит новые, ранее не печатавшиеся материалы и дает примеры современной методологии в работе с рукописными источниками.  Апология эго-документа, каким в высшей степени является записная книжка поэта,  вызывает огромный интерес к современной публикации без купюр, как целостного произведения, включающего весь спектр записей, смысл которого — в самом процессе «возникновения текста». Как первоочередная нами рассматривается проблема текстологического анализа рукописного наследия Маяковского, которое дошло до нас в виде записных книжек. Своеобразие его творческой жизни «в гуще дел и событий», а не в тиши кабинета, определило характерные  особенности сохранившихся автографов. 

Каждая записная книжка сопровождается текстологическим комментарием, историко-литературным пояснением. Нельзя пройти и мимо деловых записей — они часто разбросаны среди поэтических фрагментов, но иногда составляют отдельные комплексы. Такого рода записи, включая тезисы к выступлениям, рисунки, финансовые расчеты, дополняют наши сведения о биографии поэта, условиях его работы над тем или иным произведением, об атмосфере литературной жизни.

В связи с воспроизведением 74-х записных книжек Маяковского во всей их полноте и целостности объем раздела увеличился с планируемых в проспекте пяти печ.л. до 80 печ.л., по существу, составив отдельный том.

 

Вера Николаевна Терехина, д.ф.н., г.н.с. Отдела новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья ИМЛИ РАН, руководитель Группы подготовки Полного собрания произведений В.В. Маяковского в 20 т.

E-mail: veter_47@mail.ru



(Голосов: 7, Рейтинг: 3.54)
Версия для печати

Возврат к списку