19-04-2024
[ архив новостей ]

Смысл и целевая установка примечаний к Записным книжкам Маяковского

  • Автор : Е.Р. Арензон
  • Количество просмотров : 454

Е.Р. Арензон

 

Смысл и целевая установка примечаний к Записным книжкам Маяковского

 

В числе известных нам Записных книжек (далее — ЗК) Маяковского есть разные по количеству заполненных и чистых листов, по содержательной их информативности. Примечания к ним не могут и не должны быть равновеликими (по какому-то обязательному шаблону). Прежде всего, примечания мотивированно подтверждают или уточняют принятую музейными архивами датировку каждой ЗК. Это фиксация пошагового движения рабочего инструмента Маяковского.

Последняя по принятому счету ЗК датирована январем — апрелем 1930 г. Она одна из самых небольших по количеству листов. На шести листах (без заглавия) полный текст последнего крупного произведения поэта — «Во весь голос. Первое вступление в поэму» (первая публикация во втором номере журнала «Октябрь» за 1930 г.). Текст записан в обычном строфическом порядке с последующим обозначением разбивки стиховых строк «лесенкой». В авторской записи несколько поправок; принципиально важная, прежде всего, — в финальном стихе: «сто томов моих партийных книжек» вместо «шесть томов» (к этому времени вышел в Госиздате шестой том Собрания сочинений). На л.7об. записаны I и IV фрагменты предположительного «второго вступления». Во всех посмертных публикациях этих фрагментов — пять. Печатаются они под названием «Неопубликованное». Несколько строк из IV фрагмента Маяковский включил в свое предсмертное письмо: «Как говорят, / инцидент исчерпан / любовная лодка / разбилась о быт /я с жизнью в расчете / и не к чему перечень / взаимных болей / бед и обид» (вместо «с тобой мы в расчете»). На л. 8об. поперек страницы (вертикально) большими буквами написано одно слово — «Да». На самой верхней строке разлинованного в клеточку листа трудно читаемое: «14-го Норе». Это домашнее имя Вероники Полонской. Смерть Маяковского случилась 14 апреля 1930 г. Просто воспроизвести эту страницу (как весь предыдущий текст ЗК) явно недостаточно. В примечании указано, что данная запись — документальное свидетельство конца жизненного пути Маяковского. Содержательно она соотносима с записью в ЗК № 1 (1917 г.): «сразу стало как-то совершенно не для чего жить. 11 октября. 4 ч. 35 м. Конец». По-видимому, в моменты особого эмоционального напряжения Маяковский точно фиксировал время (например, в письме к Л.Ю. Брик после длительного кризиса в их отношениях — «3 ч. 1 м. 28/II 1923 г.»).

Л.Ю. Брик вспоминала, что последняя книга, которую Маяковский читал, был роман Чернышевского «Что делать?»; героиня его (Вера Павловна) трагически переживает мнимое самоубийство своего мужа (Лопухова) и казнит себя за любовь к другу мужа (Кирсанову). Свою судьбу Маяковский, вероятно, ассоциировал с центральной темой старого романа. Он не хотел уходить из жизни, надеясь на чудо. Но в обойме его револьвера была одна пуля («русская рулетка»). Самоубийство стало фактом, а не инсценировкой.

P.S. По воспоминанию художника П.В. Митурича, последнее слово умирающего Велимира Хлебникова было – «Да».

Содержательная большая ЗК, предшествовавшая этой небольшой книжке (последней и предсмертной), представляет редкий в практике Маяковского алфавитный справочник с записями имен и учреждений. В примечании выборка по нескольким буквам алфавита дает мотивированную датировку этой книжки (1929-1930); это обширная информация о том, с кем и по какому поводу общался Маяковский в последний период своей жизни.

Примечания к ЗК № 17 объясняют долголетнее сотрудничество Маяковского с правительственной газетой «Известия». Первая его публикация там – стихотворение «Прозаседавшимся» (4 марта 1922 г.). Просветительские и призывные стихи в газете — пример сплетения в одном потоке творчества сатирически-памфлетного журнализма и лирики. Параллельно «стихам для всех» написана поэма «Люблю». Примечания указывают на примеры лексической взаимообратимости в произведениях разных по смыслу и адресной их обращенности.

ЗК № 18 является важным документальным свидетельством к биографии Маяковского, к первой его поездке в Европу (октябрь — декабрь 1922г.). В ней фрагменты двух стихотворений, связанных непосредственно с этой поездкой; множество имен, значимые для Маяковского встречи, названия журналов и газет, творческих направлений. Есть в книжке записи других лиц. Некоторые имена и названия записаны по-французски, по-немецки. Все это материалы написанной вслед за поездкой серии очерков о культуре современного Запада (литература, живопись, музыка). Примечание дает возможность структурировать эти впечатления. В самом содержании ЗК это выглядит пестрым калейдоскопом или даже трудно проходимым лабиринтом, где теряется особо ценная информация, например,  имеющий особую важность  оригинал заявления Р.О. Якобсона (л.л. 7 об. и 8) о судьбе рукописей В. Хлебникова, которые, якобы, присвоил или уничтожил Маяковский (публичное обвинение П.В. Митурича, душеприказчика В. Хлебникова). Отметим, кстати, и едва замеченные в известной хронике жизни и творчества Маяковского его отношения с издательством и газетой «Накануне», ядре нарождавшегося политического «сменовеховского» движения в среде эмиграции.

ЗК № 19 датируется мартом 1923 г. 12 марта 1923 г. появилось первое газетное сообщение о болезни В.И. Ленина. Отдельные стоки написанного по этому поводу стихотворения «Мы не верим!» есть на л. 5 этой книжки. Примечание указывает, что замысел большой поэмы о вожде революции тоже относится к 1923 г., то есть при его жизни. Это важно для понимания сложной истории текста одного из самых ответственных произведений Маяковского. По свидетельству близкой Маяковскому киевлянки Натальи Рябовой, ЗК 1923 г. служила памяткой для выступления поэта в Киеве (в начале января 1924 г., то есть за несколько дней до смерти Ленина). Напрашивается уточнение датировки стихотворения «Киев», сопоставление «Святого Владимира, крестившего Русь» и другого земного «Владимира», который в наши дни (сейчас!) «крестит нас железом и огнем декретов».

ЗК № 20 датируется январем — октябрем 1923 г. Записи в ней начаты в дни двухмесячного «домашнего заточения» по настоянию Л.Ю. Брик (с конца 1922 г. до февраля 1923 г.). По утверждению самого Маяковского, это  «заключение» было очень для него продуктивно. Тогда написана («ей и мне») поэма «Про это». Но в ЗК № 20 нет ни малейшего следа работы над ней, хотя — редкий случай! — сохранились рукописи трех редакций поэмы. Зато есть в ЗК полный черновик агитлубка крестьянской тематики «Вон самогон!» Это еще одно свидетельство творческого сосуществования «стихов для всех» с драматизмом сугубо лирического сюжета. В ЗК есть и десятая часть поэмы «Рабочим Курска» (с посвящением — «Л.Ю.Б»), футуристическое прославление героизма русского пролетариата.

Таким образом, примечания (иногда минимально указующие, иногда сравнительно большие тексты), сопровождающие содержание каждой «Записной книжки», имеют целью проследить их связь со всем контекстом творчества Маяковского. 

 

Арензон Евгений Рувимович, к.ф.н., с.н.с. Отдела новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья ИМЛИ РАН.



(Голосов: 6, Рейтинг: 3.58)
Версия для печати

Возврат к списку