18-04-2024
[ архив новостей ]

Особенности текстологической и комментаторской подготовки издательских договоров Маяковского для Полного собрания произведений В.В. Маяковского в 20 томах

  • Автор : Е.А. Тюрина
  • Количество просмотров : 427

Е.А. Тюрина

                                                                                      

Особенности текстологической и комментаторской подготовки издательских договоров Маяковского для Полного собрания произведений В.В. Маяковского в 20 томах

 

Впервые в текстологической практике издательские документы собраны в специальный раздел, снабжены комплексным комментарием и публикуются в научном собрании произведений В.В. Маяковского.

Договоры — необходимые элементы творческой биографии В.В. Маяковского, имеющие авторизацию, и служащие источником информации о датировке произведений и выходе их в свет.  Договоры имеют подпись Маяковского и в отдельных случаях рукописные вставки, поправки.  

Маяковский сотрудничал с разными издательствами: больше всего издавался в Госиздате, где вышло его прижизненное собрание сочинений — последние тома уже после смерти поэта. Он публиковался в дореволюционном издательстве «Парус» и в советских издательствах: «Молодая гвардия», «ИМО (искусство молодых)», «МАФ/ВХУТЕМАС», «Круг», издательстве Главполитпросвета «Красная Новь» и издательстве Мосполиграфа «Огонек», «Долой неграмотность», «Вестник воздушного флота», «Федерация», в Ленинградском издательстве «Прибой», Тифлисском издательстве «Заккнига», Берлинском «Накануне», Московском театральном издательстве и др. 

В разделе Творческой биографии Маяковского представлено более 50 договоров. Сохранились далеко не все издательские договоры, кроме того, они заключались не всегда. Первая книжка Маяковского вышла в свет в 1913 г., но современное маяковедение располагает договорами только за 1922–1930 гг. 

По издательской практике 1920-х годов оригинал договора оставался в издательстве, а автору выдавалась копия с этого договора, а не в двух одинаковых экземплярах, имеющих равную юридическую силу, как принято сейчас.  Поэтому сохранились наравне с оригиналами, заверенные копии договоров, которые хранятся в архивах: ГММ, РГАЛИ, ОР ИМЛИ РАН, ГАРФ, ГЛМ, ЦМАМ, РНБ, ЦГАЛИ и других. 

В разделе представлены не только издательские договоры на произведения, которые были опубликованы в виде моноизданий, сборников или собраний сочинений, но и договоры, по которым издательство не издало книги. Так же договоры, по которым Маяковский не написал произведения и не сдал рукописи (роман, драма, «Хорошо», 5-й том собрания сочинений).

С точки зрения текстологической подачи договоры максимально приближены к оригиналу: вписанный на пишущей машинке текст выделен прямым полужирным шрифтом. Вписанный от руки текст — набран полужирным курсивом, чтобы сразу были видны особенности и предмет договора, и он наглядно передавал оригинал, показывая характерные особенности работы Маяковского, их отличие от деятельности других авторов. Например, почти везде были вычеркнуты из издательских договоров Маяковского «40 000 печатных знаков», а вписано положенное поэту «количество стихотворных строк». 

В комментариях к договорам приводится информация, которой нет в договоре: сдана или не сдана в срок рукопись, вышла книга или нет. Если вышла — приводится библиографическое описание и название, под которым она вышла. Также публикуются отклики на книгу, расшифровываются персоналии и дается информация об издательствах. 

Раздел материалов к биографии ограничен только договорами на личные авторские или написанные в соавторстве произведения Маяковского (с Н. Асеевым или С. Третьяковым, с художниками), но не затрагивает его деятельности в качестве одного из организаторов, например, по работе в Отделе изобразительных искусств Наркомпроса (выпуск газеты «Искусство коммуны») или по изданию журнала «Леф» и т.п.

 

Тюрина Елена Александровна, к.ф.н., с.н.с. Отдела новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья ИМЛИ РАН. 

E-mail: infoimli@yandex.ru



(Голосов: 6, Рейтинг: 3.52)
Версия для печати

Возврат к списку