29-03-2024
[ архив новостей ]

Записные книжки как зеркало творческого и биографического контекста жизни В. В. Маяковского (на материале записных книжек № 12, 13, 14)

  • Автор : Т.А. Купченко
  • Количество просмотров : 479

Т.А. Купченко 

 

Записные книжки как зеркало творческого и биографического контекста жизни В. В. Маяковского

(на материале записных книжек № 12, 13, 14)*

 

*Исследование выполнено в Институте мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) №20-012-00477 «Поэтика и текстология записных книжек В.В. Маяковского (1917–1930)»

 

В своей автобиографии Маяковский отмечал, что для писателя записные книжки – это “все”. Он их носил с собой, брал в поездки. Записывал с них рифмы, заготовки и готовые стихи, работал над вариантами произведений. Иногда переписывал в них текст произведения заново, дарил. В них находим расписки, записи других лиц, рисунки, наметки выступлений, записи для памяти. Записные книжки таким образом отражают определенный период жизни писателя во всех его аспектах – творческих, бытовых, общественных, личных. Рассмотрим это на примере нетворческих записей в ЗК № 12, 13 и 14 (это книжки с набросками и черновиками поэм «IV иV Интернационал»).

 

Так, ЗК № 12 относится к периоду октябрь 1921 г. – не позднее 13 февраля 1922 г., что устанавливается по содержанию. Содержит черновые и не вошедшие в публикацию строки «IVИнтернационала» (стк. 1-198, 200-252, а также не вошедшие в опубликованный текст – четверостишие после строки 14 и два четверостишия после строки 34 с правкой). В книжке есть и записи нетворческого характера – адреса, телефоны, записка с просьбой отпустить 20 бутылок вина за наличные с подписью «Николай Ершов» (на л. 13.). Л. 8 об. содержит ряд цифр, возможно представляющий из себя карточные подсчеты. 

Анализ адресов позволяет увидеть, что часть из них сосредоточена в Москве. Например, «Малая Молч. д. 8 кв 7. Мих. Яков. д. 8, к 71-66-62» (л. 13 об.) – адрес известного в Москве доходного “Дома со львами”, построенного в стиле итальянского Ренессанса архитекторами И. Г. Кондратенко, С.А. Дорошенко, В.Н. Волокитиным в 1914 гг. Здесь жили писатели А. Толстой, М. Волошин, а также известные врачи. Бывали Н. Клюев, С. Есенин, М. Цветаева – люди, с которыми был знаком Маяковский и находился в дружеских отношениях.

Запись телефона “49-27 Эберман Захаров” на той же странице (л. 13 об.) позволяет предположить, что речь идет о художнике И. И. Захарове (1886-1969). Он закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в котором учился и Маяковский. Был организатором и старостой 1-й Государственной трудовой коммуны художников и художественного коллектива «ЭОС». Принимал участие в оформлении улиц и площадей Москвы, демонстраций к революционным праздникам, агитпоезда – работой, близкой по духу футуристическим (“комфутским” представлениям о революционном искусстве Маяковского). Возглавлял секцию изобразительных искусств при Московском отделе народного образования. В 1960-е Захаров написал воспоминания о художнике М. В. Эбермане (1885(?) - ?). Сохранился также сделанный им в 1930-х гг. графический портрет художника. Эберман принимал участие в выставках «Венок» (Санкт-Петербург, 1908), «Первый салон Издебского» (1909-1910), где демонстрировались работы художников новейших течений русского и западного искусства, в том числе картины В. Кандинского, А. Явленского, Бурлюков, А. Экстер, А. Лентулова, И. Машкова, Н. Гончаровой, Н. Кульбина, М. Ларионова – круга, близкого Маяковскому. В 1900-1930-х гг. Эберман жил и работал в Москве.

Л. 15 об. содержит семь адресов, относящихся к Харькову. С 11 по 15 декабря 1921 г. Маяковский находился там в связи с первой на Украине постановкой пьесы “Мистерия-буфф” в Героическом театре. В городе состоялось три выступления Маяковского: «Диспут о футуризме» 12 декабря в Драматическом театре, 14 декабря чтение поэмы «150 000 000» в Оперном театре и выступление «Дювлам» («Двенадцатилетний юбилей Владимира Маяковского») в Героическом театре (был образован на базе Малого театра).

Первый адрес в ЗК № 12: “Сумская 6 кв Орловой 3 эт.” – связан с «Диспутом о футуризме», который прошел в Драматическом театре, находившимся на Сумской улице (современный адрес – Сумская, 9) 12 декабря. Сумская - центральная улица в Харькове, к 1922 г.  она уже была переименована в улицу К. Либкнехта.

Запись “Семенова Жаткинский проез<д> 6/2 кв Менеса” отражает – адрес Героического театра, поставившего «Мистерию-буфф» Маяковского. Жаткинский переулок до определенного времени именовался въездом, в настоящее время – Музыкальный переулок. «Семенова», возможно, Людмила Семенова, актриса театра Фореггера, с которой режиссер делал пластические спектакли («Черный лебедь») как раз в этот период.

Запись “Марья  Львовна Якобсон Донец Захаржевская 2 (9?) – комн 5 и 6» также харьковская, так как ул. Донец-Захаржевского находилась в центре Харькова.

По-видимому, «Скоб. <елевская?> площадь Булгаковский пер. <еулок> № 1 кв 2 Лид. <ия> Казимир <овна>» также харьковский адрес. В Москве площадью Скобелева в 1912-1918 гг. называлась Тверская площадь, но Булгаковского переулка не было. Кто такая «Лидия Казимировна» пока не ясно.

Один из адресов на этой странице: «Старомосковская ул. д 54 кв. 5 Петников» - связан с футуристами. Старомосковская улица в Харькове находится рядом с площадью Скобелева. Там находилась национализированная усадьба Петниковых, семейство которых после 1919 г. размещалось в одной комнате. Г. Н. Петников (1894-1971) – футурист, поэт, переводчик. Учился в 3-й Харьковской гимназии с будущим ическим поэтом-футуристом Божидаром (настоящее имя Богдан Петрович Гордеев, 1894-1914), вместе с которым они в последствии основали в Харькове издательство «Лирень» при участии Н. Н. Асеева (1889-1963) и С. П. Боброва (1889-1971), которое до 1922 г. выпускало футуристические книги. В начале 1921 г. в Москве вышел сборник «Лирень» со стихами В. Маяковского, Е. Гуро, Г. Петникова, Б. Пастернака, В. Хлебникова. Был женат на В. Синяковой. В 1917 г. вместе с В. Хлебниковым приехали в Петроград. В 1918-19 гг. в Харькове и Киеве вместе с Н. Гастевым Петников возглавлял Всеукраинский литературный комитет Наркомпроса. Очевидно,  Маяковскому было важно увидеть своего товарища по футуристическому движению.

«Садово-Куликовская 9-7 Губнаробраз <губернский отдел народного образования> экс. <экспедиционный, экскурсионный?> от. <дел.> 2(?)0». – Садово-Куликовская – улица в центре Харькова с большим количеством архитектурных памятников и государственных учреждений, находящихся в них.

Таким образом, расшифровка записей нетворческого характера позволяет больше судить о характере встреч и интересах Маяковского во время пребывания на Украине, чем это удается сделать на основании газетных отчетов.

Затем, на 3-й странице обложки ЗК № 12, мы снова видим адреса и телефоны, относящиеся к Москве.

Записная книжка №13 была начата после предыдущей книжки. Как и ЗК № 12, она посвящена работе над «IV Интернационалом». Но содержит не черновик, а уже беловой автограф с правкой строк 1-252 с вариантами и строку, не вошедшую в опубликованный текст, после строки 240. Датируется не позднее 13 февраля 1922 г., когда Маяковский выступал на открытии Центрального дома просвещения и искусства с чтением поэмы.

Предыдущий, 1921 г., проходил для поэта под знаком «Мистерии-буфф». Сначала это была постановка пьесы в театре «РСФСР - I» (режиссер – Вс.Мейерхольд), а затем её исполнение на немецком языке в Первом государственном цирке – в честь делегатов III конгресса Коминтерна (режиссер — А. М.Грановский, художники — Н. И.Альтман и Е. В.Равдель). В конце 1921 г. поэт выезжает на премьеру пьесы в харьковский «Героический театр» (см. комм. к ЗК №12). Также идет борьба Маяковского за возможность напечатать пьесу. В конце концов ему удается сделать это в «Вестнике театра»(№91-91, 15 июня 1921), но до этого он рассматривает даже возможность публикации пьесы на Дальнем Востоке в журнале «Творчество» у Н. Чужака.

Несколько адресов, записанных в книжку №13 на л. 19 об. и 20 об., являются адресами людей театра.

Б<ольшой> Чернышевский пер<еулок> д 15 кв 1 (л. 19 об). – адрес артистки МХАТ С.В. Халютиной. В 1922 г. переулок был переименован в улицу Станкевича и в справочнике «Вся Москва 1925» указан как ул. Станкевича. С.В. Халютина (1875-1960) была ученицей В.Н. Немировича-Данченко, актрисой МХТ, педагогом. 1909-1914 гг. работала в собственной студии, в которой в том числе ставила А.Блока, после революции работала в детских домах, клубах Кожевников, Совработников, Красного Флота, в Лермонтовской и Шаляпинской студиях, на курсах им. А. Островского. В 1923 г. пыталась создать «Театр Блока».

На л. 20 об. запись «5-29 -00 доб. 502 или 45 Ценин (?)». Возможно, речь идет о С.С. Ценине (1884-1964) – ведущем актере Камерного театра А. Таирова. В 1917-1922 гг. он возглавлял киевскую киностудию «Светотень», был режиссером Одесской киносекции Политотдела 41-й дивизии в Кинокомитете. В 1922 г. вернулся в Камерный театр, играл в спектакле «Жирофле-Жирофля». Актер Камерного театра А.Б. Оленин играл в постановке «Мистерии-буфф» роль машиниста. У Таирова также какое-то время работал Н. Фореггер, так что связь Маяковского с Камерным театром несомненна.

Еще один адрес в книжке «121-23 Марг.<арита> Васил.<ьевна> Фофонова» (Л. 20 об)принадлежит М. В. Фофановой (встречается написание фамилии Фофонова, как у Маяковского). Маргарита Васильевна (1883-1976) – профессиональная революционерка, участница большевицкого подполья, прятала В. Ленина у себя на квартире в Петрограде в 1917 г. (Сердобольская, 1), откуда в ночь с 24 на 25 октября он отправился в Смольный руководить вооруженным восстанием. Агроном, член коллегии Наркомзема, административно-хозяйственной работник в Петрограде, Москве, Крыму (с конца мая по конец августа 1921 г. ). С 1922 по 1925 г. была председателем правления и ректором Московского зоотехнического института. Согласно справочнику «Вся Москва» 1925, проживала в Москве по адресуВоздвиженка, 4, кв.31.

5 марта 1922 в «Известиях» вышло стихотворение «Прозаседавшиеся», которое понравилось Ленину, что было важно после вызывавшей его неприятие поэмы «150 000 000». Возможно, Маяковский просил у Фофановой поддержки.

Как известно, поэма «150 000 000» вышла в свет в 1921 г. По замыслу Маяковского, она должна была стать образцом нового искусства, и была напечатана анонимно как произведение от имени стихии революции. Ее неуспех у Ленина, которому был выслан специальный экземпляр, заставил Маяковского идти дальше в своих размышлениях о том, каким должно быть искусство новой страны и эпохи. И ответом на это стали и первая революционная пьеса «Мистерия-буфф» и незаконченная поэма «IV Интернационал», которой во много посвящена эта книжка.

Записная книжка № 14 в основном посвящена работе над поэмой «V Интернационал», которую поэт начал писать сразу же после публикации вступления к поэме «IV Интернационал». На такую последовательность работы указывает в том числе ответ Маяковского на анкету в «Моем журнале Василия Каменского», № 1 (февраль): «Что увлекает вас сегодня?». «Увлекаюсь всем. В данную секунду ищу рифму к Фотиевой» (цит. по В.А. Катанян. Хроника жизни и деятельности В. Маяковского М., 1985; прим. А.Е. Парниса) (в ЗК № 14 имеется эта рифма, отсутствующая в опубликованных текстах «V Интернационала»). Помимо напечатанных в «Известиях» 10 и 23 сентября отрывков, записные книжки содержат несколько отрывочных набросков поэмы, которые не вошли в напечатанный в газете текст.

3 октября перед поездкой в Берлин и Париж Маяковский читает поэму на вечере в Большом зале Консерватории («Вечерние известия. 1922. 9 октября).

Помимо текста поэмы, записная книжка содержит наброски к выступлению на этом вечере (л. 46 об., 48, 48 об.). Наброски поэмы находятся на первых листах книжки, а наброски к выступлению – на последнем. Очевидно, что Маяковский перевернул книжку, чтобы отделить выступление от других тем.

Проблематика тезисов напрямую соотносится с текстом поэмы. «Я еду удивлять. Сейчас русское искусство в центре. Удивляются не политике, а именно искусству. И искусству новому, левому» (л. 48 об.) «“V Интернационал” – это поэма предвидения. Образец формы творчества грядущих лет» («Вечерние известия», 1922, 9 октября), а также говорит о футуризме, Троцком, Пастернаке и НЭПе.

 

Л. 48 об.

 

думал что не состоится

передрались устроители

Я передрался с МОНО

Концерт

Сочувствую горю москвичей<а>

Зачем обычно ездят

или бегут

или удивлят<ся>

Я еду удивлять

Сейчас русское искусство в

                                   центре

Удивляются не политике

а именно искусству

И искусству новому

           левому

Но разве не крах

футуризм

Л. 48

Троцкий.

Гимельфарб.

главным образом

на нэпе

Мы одни удержались

при непе

 

Книжка сложная по своему устройству и содержит множество тем: смерть В. Хлебникова 28 июня, обвинение в присвоении рукописей Хлебникова Митуричем, расписки Винокура и Якобсона о том, что рукописи хранятся в архиве Московского лингвистического кружка; театральные связи – Фореггер, Эскин; связи с высшим партийным руководством – Каменев, Бухарин и ОГПУ. 

Сначала остановимся на заграничной поездке Маяковского и иностранных адресах, которые появляются в книжке в связи с ней.

Маяковский был в Таллине 10 октября, где выступил на вечере в советском посольстве и отправился дальше через Ревель в Берлин.

Запись Rederstrasse 10 Reviollerbotter Эдгард Иванович Мешинг» (л. 15 об.) имеет к этому событию прямое отношение. 

«Revaler Botе» – немецкоязычная газета. Эдгар Иванович Мешинг (Edgar Mesching) (1875-1933) - прибалтийский немец, корреспондент немецкой газеты «Frankfurter Zeitung» в Петербурге. Имел много знакомых в высших чиновничьих кругах Российской империи, а также в среде литераторов и богемы; страстный библиофил. В середине февраля 1920 г. нелегально вернулся в Таллин, где стал работать в немецкоязычной газете «Revaler Bote». Хорошо знал советскую обстановку, имел личные отношения с высшим руководством Коммунистической партии. В газете публиковал свои переводы из русской литературы.  В 1925 г. написал очерк «Россия под знаком пера. Литературный разрез», в котором рассказывает о Л. Леонове, К. Федине, Вс. Иванове, М. Зощенко, А. Веселом, И. Бабеле, А.Белом, А. Толстом, Б. Пильняке, А. Блоке, Н. Гумилеве и О. Мандельштаме, а также –

С. Есенине. Скорее всего, Мешинг присутствовал на таллиннского вечере Маяковского.

Адрес на л. 18. об. «Москва Красная газета Шереметьевский пер. д 3 кв 99» – возможно, адрес московского отделения или представителя «Красной газеты» (ленинградской ежедневной газеты, основанной В. Володарским в 1918 г. и закрытой в 1939 г.). Являлась органом центрального, губернского, городского комитетов ВКП(б) и Петросовета (Ленсовета). Имела множество приложений. В газете активно публиковались молодые и маститые писатели Петрограда (а затем Ленинграда): М. Зощенко, М. Шагинян, А. Луначарский, К. Чуковский, О. Мандельштам и др. Находясь проездом в Петрограде, Маяковский сдал в редакцию «Красной газеты» стихотворение «Владимир Ильич!» (написанное в апреле 1920 г.), а в редакцию «Красного журнала для всех» – стихотворение «После изъятий» (В.А. Катанян. Хроника жизни и деятельности В. Маяковского М., 1985).

Запись на л. 30 простым карандашом поперек листа рукой не Маяковского «Mr. Burgin с/о Forward East Broadway New Jork» появилась, по-видимому, уже в Берлине. Поэт попал в Америку гораздо позже – в 1925 г. Но адрес концертмейстера (с 1920 г.) и скрипача Бостонского симфонического оркестра русского происхождения Ричарда Бургина (1892-1981) мог появиться в его книжке по результатам пребывания в Берлине (октябрь-ноябрь 1922 г.), где поэт встречается с близким ему композитором С. Прокофьевым и С. Дягилевым. 

Р. Бургин закончил Петербургскую консерваторию. Впоследствии он занял пост главного дирижера этого оркестра. 24 апреля 1925 г. музыкант участвовал в премьере Скрипичного концерта № 1 C. Прокофьева под руководством просветителя, дирижера русского происхождения, друга композитора и активного пропагандиста его творчества С. Кусевицкого (1874-1951). Последний руководил собственным симфоническим оркестром в Петрограде с 1909 по 1920 г. В 1920 г. переехал в Париж, где основал антрепризу «Симфонические концерты Сергея Кусевицкого», в репертуар которой входила музыка современных композиторов, в том числе Прокофьева.

Запись на л. 35. “Golde Löve Августа Гейлита Тарапита - «Tarapita»отражает пребывание Маяковского в Таллине.

Tarapita – литературная группа (с 1921 по 1922 г.) эстонских писателей, которая избрала в качестве своего названия воинственный клич древних эстонцев. Она отрицала потребительское отношение к культуре и находилась в оппозиции правительству, так как разделяла социалистические ценности. В группу входили уже известные поэты Густав Суйтс, Йоханнес Барбарус, Марие Ундер, Аугуст Алле и прозаики Александр Тасса, Фридеберт Туглас, Альберт Кивикас.

На обложке книжки простым карандашом поперек верхнего края страницы также записано несколько иностранных адресов. 

Lerau (s?») - возможно, является наименованием деревни в Баварии. «Lankestrasse (?)” –улица в городе Потсдам, Брандербург, «35 Windisu (Windiff?)” пока не удалось обнаружить.

Еще один слой записей этой книжки можно отнести к театральной деятельности Маяковского.

«Тверская 6 1 (?) кв. 17 И(У?)ст.» (Л. 1 об) – запись простым карандашом поперек листа. Тверская, 61 – адрес Московского театра для детей МОНО (директор Н.И. Сац), а также кинотеатра «Арс».

“142-86 Форегер” (л. 49 об.) – По-видимому, как и в ЗК № 13, это Н. Фореггер (полное имя Фореггер фон Грейфентурн, 1892-1939), режиссер. 2 января 1922 г. Маяковский выступал в Доме печати на обсуждении спектакля режиссера В. Масса «Хорошее отношение к лошадям» в мастерской Н. Фореггера («Вестник искусств», 1922, № 1, январь; Февральский А. Первая советская пьеса, с. 199).

Следующая за ним запись «Арбат, 7» (л. 49 об.) – адрес Мастерской Фореггера, которая располагалась в Доме печати. Заведующим литературной частью в Мастфоре был О.М. Брик. Также там работали входящие в круг ЛЕФа С.М. Эйзенштейн и С.И. Юткевич, В.П. Комарденков.

“Глинищ. пер.д 3 кв 72 Эскин 248-13»  (л. 49 об.) – адрес Александра Моисеевича Эскина (1901-1985) (согласно справочнику «Вся Москва»), работника Театра им. В.Ф. Комиссаржевской. 

На обложке черными чернилами записаны телефоны «84-14 84-21 Долидзе». Федор Ясеевич (Евсеевич) (1883-?) Долидзе устраивал вечера и гастроли  футуристов еще до революции, в том числе вечер избрания Короля поэтов, а также выступления Маяковского в Политехническом музее, работал в «Кафе поэтов», был заведующим лекционно-концертным залом Центропечати (по его воспоминаниям). Организовывал «Дювлам» (Двенадцатилетний юбилей Владимира Маяковского), который состоялся как раз в это время (в том числе в Харькове, см. ЗК № 12).

В книжке также упоминаются политические деятели.

На л. 15 об. имеется запись простым карандашом наискосок листа «9-06 Бухарин». Н. Бухарин, в числе прочего, – с 1918 по 1929 г. главный редактор газеты «Правда», в которой печатался Маяковский. В 1924 г. в издательстве «Московский рабочий» вышел сборник «Октябрь. Хрестоматия» (сост. М. Беспалов, обл. Г.Зимина), авторами которой были  Ленин, Троцкий, Бухарин, Маяковский и Раскольников.

Л. 49 об. содержит запись простым карандашом с чернильными пятнами от записи на обложке  «2-77 Ионов». Возможно, имеется в виду И.И. Ионов (настоящая фамилия Бернштейн; 1 (13) августа 1887-1942) – профессиональный революционер, член РСДРП, поэт, входил в группу «Пролеткульт». В 1919-1923 гг. заведовал Петрогосиздатом, в 1924 -1925 гг. – Ленинградским отделением Госиздата. Маяковским в 1920 г. был записан в альбом Н.А. Альмана экспромт, с упоминанием имени Ионова:

Плевать я хочу на эту книжку 

автографом не снабжу ее новым 

не хочу расписываться

рядом с Ионовым. 

       В<ладимир> Маяковский»

На этой же странице простым карандашом вдоль корешка Маяковский записал «ГПУ Зубалово». Усадьба Зубалово (также «Зубалово-4», «Зубалово-2», резиденция «Калчуга») – комплекс охраняемых правительственных резиденций на западе от деревни Калчуга Одинцовского района Московской области. Как раз в это время согласно протоколу № 70 б заседания Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Совета Рабочих, Крестьянских, Красноармейских и Казачьих Депутатов от 19 октября 1922 г. имение «Зубалово» и хутор (б. Трапезникова) были переданы «в ведение и управление ВЦИК». Для непосредственного управления имением б. Зубалово ВЦИКом образуется комиссия в составе т.т. Енукидзе, Куйбышева и Ягоды» (https://istmat.org/node/35676) В одном из особняков «Зубалово-4», проживал со своей семьей с 1919 по 1932 год И.В. Сталин.

Чуть ниже после отчеркивания Маяковский записывает: «Каменев». Скорее всего, имеется в виду Л.Б. Каменев (Розенфельд, ранний псевдоним – Ю. Каменев;1883-1936), революционер, ближайший соратник Ленина, который как раз 3 апреля 1922 года предложил назначить генеральным секретарем ЦК РКП (б) И. Сталина. С 1922 г. занимает пост председателя на заседаниях Политбюро (вместо заболевшего Ленина). 14 сентября 1922 года Каменев назначен заместителем председателя Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР и заместителем председателя Совета труда и обороны (СТО) РСФСР. После образования СССР в декабре 1922 года Каменев стал членом Президиума ЦИК СССР. Возможно, имя Каменева связано с Зубалово, так как записи идут вплотную друг к другу.

Даже неполный анализ нетворческих записей в записных книжках Маяковского (адресов, телефонов, расписок и т.п.) позволяет значительно расширить контекст творческой биографии Маяковского, более полно и детально проследить контакты и интересы поэта, а в целом – рассмотреть записные книжки как документ жизнетворчества.

 

Купченко Татьяна Александровна, к.ф.н., с.н.c. Отдела новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья ИМЛИ.

E-mail: tkupchenko@gmail.com

 

 

(Голосов: 5, Рейтинг: 3.75)
Версия для печати

Возврат к списку