19-04-2024
[ архив новостей ]

О круглом столе «Проблемы жанра и изучения фантастической литературы второй трети ХХ века» (Москва, ИМЛИ РАН, 18 марта 2023 г.)

  • Автор : В.С. Сергеева
  • Количество просмотров : 450

18 марта 2023 г.  в ИМЛИ им. А.М. Горького РАН состоялся завершающий круглый стол «Проблемы жанра и изучения фантастической литературы второй трети ХХ века». На круглом столе прозвучали сообщения А.А. Зубова (к.ф.н., МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва), А.А. Казакова (д.ф.н., ТГУ, Томск), Е.Ю. Козьминой (д.ф.н., УрФУ им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург), В.С. Сергеевой (к.ф.н., ИМЛИРАН, Москва). Ведущая – А.Л. Гумерова (к.ф.н., ИМЛИ РАН, Москва). 

Артем Александрович Зубов говорил о кризисе жанровой системы в литературе второй трети ХХ века, которая коснулась в том числе и фантастической литературы. Опираясь на работы А.В. Михайлова «Диалектика литературной эпохи» и С.С. Аверинцева «Жанр как абстракция и жанр как реальность: диалектика», он выдвинул три возможных словоупотребления понятия «жанр»: жанр как формируемая в культуре типическая форма речевого общения, типическая форма организации опыта в виде словесных текстов; жанр как способ классификации текстов, которую вырабатывает культура, рефлексируя о себе; жанр как категория мышления, с помощью которой люди ориентируются в культурном пространстве и с помощью которой воспринимают тексты. Все эти варианты были проиллюстрированы примерами из научной фантастики. 

Алексей Аширович Казаков говорил о месте фантастики в истории литературы, к проблеме восприятия фантастической литературы как маргинальной, о роли литературы и литературоведения, как их определял Поль Бурдье, о проблеме вымысла (мениппеи, как об этом писал Бахтин), о проблеме высокой и массовой фантастики и о возможности отказа от самой идеи шедевра и о возвращении литературы, которой она была до Нового времени – в контексте идей Лотмана о текстах с нулевой информационной прибавкой (каноничных текстах), высказанных в статье «Каноническое искусство как информационный парадокс». 

Елена Юрьевна Козьмина сказала о фантастике как о ветви в литературных направлениях. Возвращаясь к концепции Аверинцева о жанрах, которые живут, умирают и возвращаются, о теоретических и исторических жанрах, о движении гротескного образа в связи с движением фантастической традиции. По мнению Е.Ю. Козьминой, фантастика, особенно в рассматриваемый период, является боковой ветвью и не придумывает новые жанры, а обращается к жанрам, которые уже есть в классической литературе, модифицируя их, причем заимствует именно канонические, устоявшиеся жанры; а кроме этого, о специфике жанра авантюрно-философской фантастики.  

Валентина Сергеевна Сергеева говорила о теме страны-мечты и образе волшебного мира как об одном из важных, хотя не единственных критериев фэнтези. Опыт собственной встречи со страной-мечтой, который порой передается на уровне ощущений при чтении, служит опорой для авторов (Толкин, Льюис) при конструировании иной реальности (легендарной, сказочной и т.д.). Это заложено в традиции литературы и культуры – в частности, присуще английской литературе как сюжет о некоем волшебном (faery) мире, с которым человек может, тем не менее, соприкоснуться.  Через реальный локус, точку в пространстве становится возможен переход в нездешнюю страну; а особые приемы композиции текста дают возможность почувствовать себя персонажем. 

В дискуссии приняли участие: А.Л. Гумерова, А.А. Зубов, А.А. Казаков, Е.Ю. Козьмина, В.С. Сергеева, К.С. Пирожков и В.Н. Эппле.

В ходе дискуссии были затронуты следующие вопросы: 

- возможность объединения научной фантастики и фэнтези исходя из расширенного понимания науки (science), как об этом говорит Дж.Р.Р. Толкин в интервью 1966 года; сосуществование современного фэнтези с научной фантастикой, использование багажа НФ в сфере фэнтези (science fantasy);

- изучение аффективных аспектов чтения (эмоциональное переживание, погружение и т.д.) как относительно недавний аспект литературоведения, который представляется важным применительно к фантастике; чтение и фантазия;

- соотношение вторичных миров и реальности (успешные примеры авторских миров убедительны, поскольку качественно выстроены из материала реальности, будь то язык, социальные конструкты, предшествующие жанры и т.д.); 

- расширение исследовательского горизонта через включение традиций и контекстов (например, античные алюззии в творчестве Толкина); 

- история терминов (fantasy, научная фантастика, научно-техническая фантастика, фантастический очерк);

- баланс между каноничностью и новациями в фэнтези (использование шаблонов канонических жанров, возможность/невозможность создания в фантастике принципиально нового жанра); определение жанра через узус, в том числе издательскую практику;

- возможность междисциплинарного подхода к проблеме вымышленных миров (психология, антропология, социология чтения).

- тема игры, страны-утопии, Волшебной страны.

Проблема жанровой системы фантастической литературы открыта для изучения, в том числе потому, что фантастическая литература – живая и развивающаяся. 





(Голосов: 2, Рейтинг: 3.44)
Версия для печати

Возврат к списку