26-04-2024
[ архив новостей ]

Классификация и систематизация малых эпосов киргизского эпоса

  • Дата создания : 19.11.2013
  • Автор : А. К. Исаева
  • Количество просмотров : 20036
А. К. Исаева
(Бишкек)
 
Классификация и систематизация малых эпосов киргизского эпоса
 
Малые эпосы в сокровищнице наследства кыргызского народа занимают свое особое место. «Малые эпосы» в устном народном творчестве кыргызов объединяют различные по тематике эпические песни, не входящие в состав трилогии «Манас». Термин «малый эпос» можно считать условным, так как объем каждого из них значителен.
В кыргызской фольклористике сложилась традиция подразделять «малые эпосы» на следующие жанровые группы:
1. мифологические («Кокул», «Карач Доо», «Коджоджаш», «Эр-Тёштюк», «Жоодарбешим»)
2.героические («Джаныл-Мырза», «Курманбек», «Джаныш-Байыш», «Эр- Табылды», «Сейитбек», «Шырдакбек»)
3. социально-бытовые («Кедейкан», «Мендирман»)
4. лирико-романтические («Олджобай и Кишимджан», «Саринджи-Бёкёй»).
Специфика зарождения и развития малых эпосов заключается в их положении, дополняющим главный и основной эпос кыргызского народа – «Манас». Малые эпосы могли дополнять «репертуар» сказителей, а также быть предметом исполнения у акынов. Само исполнение малых эпосов также имеет свою специфику. Как правило, малые эпосы, за исключением эпоса «Эр Тёштюк», исполнялись не сказителями («Эр Тёштюк» записан от сказителя «Манаса» – Саякбая Каралаева, а также от неизвестного сказителя В.Радловым), а певцами – акынами, в сопровождении музыкального инструмента. Это обстоятельство наложило своеобразный отпечаток не только на поэтику малых эпосов, но и на их идейно-эстетическое содержание и тематическое разнообразие.
Малые эпосы, также как и эпос «Манас», за исключением «Эр Тёштюка», встречаются только у кыргызского народа. Эта обособленность сюжета не была до сих пор пристально исследована и нуждается в дальнейшем изучении.
Малые эпосы имеют большое разнообразие по времени своего возникновения. Наиболее древние архаичные из них – «Кокул», «Карач Доо», «Эр Тёштюк» и «Коджоджаш» несут в себе следы мифологических представлений таких как тотемизм, анимизм, фетишизм. Параллельное функционирование эпосов «Манаса» с одной стороны и «Эр Тёштюка» и «Коджоджаша» с другой, привели к тому, что некоторые фабулы малых эпосов перетекли в большой. Так, Эр Тёштюк в краткой усеченной форме со всем своим генеалогическим прошлым включен в эпос «Манас», занимая важное место в развитие сюжета большого эпоса. Не столь значимое место в эпосе «Манас» занимает Коджоджаш, в некоторых вариантах он заменяется другим героем, но, тем не менее, перекличка с этим персонажем абсолютная четко выявлена.  Подобное пересечение образов и фабул говорит о едином эпическом фундаменте, о единой общности в сознании сказителей. Поэтому и изучение малых эпосов не может вестись отдельно от эпоса «Манас», как это практиковалось до сих пор.
В современной отечественной фольклористике имеется ряд проблем. Так, эпос «Эр Тёштюк» нуждается в сравнительно-типологическом анализе с эпосами Южной Сибири и Центральной Азии на основе его широкой распространенности среди тюркоязычных народов, населявших этот регион и определяющей их типологическую общность. На основе использования текстов близкородственных эпосов необходимо выявить общности и различия на  совмещении историко-генетического и семантического исследований, а также на структурно-семантическом уровне исследовать глубокую семантику знаков как основной определяющей традиционализма эпоса. Необходимо исследовать знаки эпоса на сюжетно-композиционном и стилистическом уровнях. Выявить инвариантный признак эпоса «Эр-Тоштюк» на основе сравнительного анализа.
Необходимо провести систематизацию эпических формул эпоса «Манас» и малых эпосов, на основе чего выявить:
Определение устойчивости (повторяемости) и изменяемости эпических формул
Варьирование эпических формул на уровне лексики
Разработать структуру указателя
Структура указателя предположительно должна включать табуляцию  типических мест, связанных с главным действующим лицом эпосов, персонажами, имеющими к нему отношения
Структура также должна включать следующие разделы:
- эпический мир
- эпические персонажи
- человек
- богатырский конь
- медиаторы
- волшебные предметы
- антропоморфные персонажи
- композиционные вставки
- ремарки сказителя
     
 
 
Материалы Международной научной конференции «Эпос народов Европы и Азии. От сюжетного указателя к тексту:  методология и практика систематизации фольклорного наследия» (ИМЛИ РАН, 5-7 ноября 2013). Видеоматериалы
 
Конференция организована при финансовой поддержке
Российского гуманитарного научного фонда
проект №  13-04-14024г
 
  
(Голосов: 10, Рейтинг: 3.46)
Версия для печати

Возврат к списку