19-04-2024
[ архив новостей ]
  • Статьи
    «Наш Домье...: Оноре Домье в СССР в 1920-1940»

    Статья посвящена советской рецепции творчества Домье, которое воспринималось как эталон критического реализма. Русские исследователи 1920-1930-х годов стремились доказать «предсоветский» характер его творчества.

    Ада Акерман
    Заметки к парижским текстам Маяковского

    Статья посвящена текстам, написанным Маяковским под впечатлением от поездок в Париж в 1922-1929 гг. Сделаны некоторые уточнения комментария, истории создания этих произведений, их связи с литературно-художественной жизнью русской эмиграции, Франции и Советской России.

    В. Н. Терехина
    О российско-французском проекте «Отношение к иностранной культуре в советской литературе, искусстве и теории. 1917-1941»

    В разделе представлены работы, сделанные российскими участниками проекта РГНФ-НЦНИ Франции «Отношение к иностранной культуре в советской литературе, искусстве и теории 1917-1941 гг.» Номер проекта: 11-24-17001 а/Fra – PICS ETRANSOV CNRS N 6027
    Целью проекта является систематическое изучение культурных взаимосвязей между Россией и Европой в период формирования советской культуры, механизмов влияний и взаимодействий между мировой культурой (в основном европейской) и советской литературой, искусством и теорией культуры.

    Е. Д. Гальцова
    Эстетическое направление в немецком формализме: Оскар Вальцель и Виктор Жирмунский (к постановке вопроса)

    Статья посвящена вопросу о том, как эстетическое направление, характерное для немецкого формализма (Вальцель, Штрих, Гундольф) было воспринято русскими формалистами. Какие следы этой дискуссии стали частью критического инструментария?

    Е. Е. Дмитриева
    Французские путешественники — зрители советского театра (1920-1940)

    Статья посвящена четырем работам, написанным важными свидетелями российской театральной жизни и опубликованным в Париже в 1930-х гг. Для французских читателей эти книги стали дополнением к статьям в прессе, приуроченным к гастролям театров Станиславского, Мейерхольда и Таирова. Написанные в жанре многочисленных «Возвращений из СССР», эти работы, принадлежащие перу знатоков театральной жизни, способствовали знакомству французской публики с Советским Союзом, обходя молчанием, по незнанию или намеренно, трудности, с которыми сталкивались артисты.

    Кристин Амон-Сирежольс
    «Такова уж логика власти»: Некоторые аспекты вопроса о репрессиях в СССР в «Московском дневнике» Ромена Роллана.

    Статья посвящена проблемам интерпретации в «Московском дневнике» Ромена Роллана его беседы со Сталиным в 1935 году в период пребывания Роллана и его жены М.П. Кудашевой-Роллан в СССР. После возвращения из СССР Роллан редактирует свой дневник, значительно расширяет его, но отказывается от его публикации и на полвека закрывает его в своем архиве. Беседа со Сталиным — одно из ключевых событий поездки Роллана. Переписывая в дневник текст своей беседы с советским вождем, Роллан меняет порядок вопросов и ответов,  наполняя текст псевдоцитатами. Первый вопрос, заданный Ролланом Сталину — о репрессиях в СССР, и, в частности, о репрессиях в связи с убийством С.М. Кирова — и ответ на него Сталина оказываются наиболее сложными для передачи в дневнике.

    М. А. Ариас-Вихиль
    Восприятие Брехта в СССР

    Открытие зарубежных театральных практик с 1955 будет стимулировать советские театроведческие исследования, радикально не изменяя, однако, их ориентации. Социалистический реализм оставался несокрушим. В этом контексте театр Брехта трудно поддавался адаптации: пьесы, теория эпического театра, театральная педагогика рассматриваются как принципы, угрожающие советскому искусству и особенно системе Станиславского . Это недоверие объясняет задержку в переводах и признании театра Брехта, а также в психологической трактовке его пьес в первых советских постановках. Автор статьи изучает реакции на первые спектакли Брехта, гастроли Берлинер ансамбль в Москве и поворотный момент, воплотившийся в спектакле Ю. Любимова «Добрый человек из Сезуана» на Таганке

    Мари-Кристин Отан-Матье
    Парадоксы продвижения советской литературной критики на Запад: каталонский эпизод истории Международной организации революционных писателей

    В статье изучается один из эпизодов истории Международной ассоциации революционных писателей, когда в 1932-1934 годах в Каталонии была предпринята попытка создания национальной секции МОРП. На основе архивных материалов рассматриваются вопросы трансфера понятий советской литературной критики и идеологии. Исследование позволяет установить ряд причин, обусловивших фиаско каталонской ассоциации революционных писателей и художников.

    Н. Ю. Харитонова
    «Открытие Пушкина»: пушкинская драматургия в театральной теории и педагогике Мейерхольда 1910-1920-х гг.

    Статья посвящена одному из аспектов деятельности Мейерхольда-теоретика драмы и театрального педагога: опровержению устоявшегося мнения о пушкинской драме как «драме для чтения». Сценичность Пушкина была открыта режиссером через западноевропейский контекст: древнегреческую трагедию, Шекспира, испанскую драму (Лопе де Вега, Кальдерон). В течение двадцатилетнего периода (с 1910 г. по конец 1920-х гг.) имя Пушкина было последовательно связано для Мейерхольда с важнейшими понятиями его собственной театральной практики: «условным театром», «нелитературным театром» (театром действия), «сценическим гротеском», «балаганом», «монтажом аттракционов». Своим ученикам Мейерхольд предлагал драматургию Пушкина как тексты, на которых должно происходить воспитание актера-гистриона, актера-биомеханиста, театрального режиссера и художника.

    О. Н. Купцова
    СССР из Парижа глазами Г.А. Алексинского

    Депутат Государственной думы Российской империи II созыва большевик Г.А. Алексинский, эмигрировав в 1907 году в Париж, легко вписался во французское общество. Однако в 1917 году после Февральской революции он возвращается в Россию, а после Октябрьской – вновь эмигрирует. В период второй эмиграции Г.А. Алексинский активно делится соображениями о том, почему СССР, по его мнению, не имеет ничего общего ни с революцией, ни с марксизмом.

    Серж Роле
    Странные иностранцы. Актерские образы чужого в театре 20-х годов

    Статья посвящена проблеме деформации, характерной для образов иностранцев в советском театре 1920-х годов. В центре исследования — различные стили актерского грима — эксцентрический, экспрессионистический, карикатурный, экспрессионистский, абстрактный, декоративный, конструктивистский, реалистический и др.

    Стефан Поляков