23-01-2018
[ архив новостей ]
  • Статьи
    Антропология «Игры Престолов»

    В статье анализируются некоторые исторические и этнические параллели, обыгранные в популярном телесериале "Игра Престолов". Рассматриваются все общности, действующие в произведении, и сделана попытка установить, с какими реально существующими народами они могут быть связаны. Некоторые события сериала анализируются с точки зрения фактов прошлого, возможно, это позволит через вымышленную историю по-новому взглянуть на историю реальную

    Алексей Вадимович Иванов
    Унесенные Сновидениями (Лики минувшего, или опыт исторической этнологии в лицах)

    Опираясь на этнографическую литературу, автор представила обширный спектр данных об индивидуальных характерах, личностных чертах и поведенческих стереотипах, проявлявшихся в условиях традиционной жизни коренных австралийцев. Она выделила черты культуры, определяющие типичные личностные свойства: зависимость от родственников, сочетаемая со стремлением поддерживать автономию; индивидуализированное жизнеобеспечение, сочетаемое с обязательной взаимопомощью в широком кругу, минимизация усилий и рисков, отсутствие сколько-нибудь значительной мотивации к приумножению материальных ценностей. Автор также сформулировала и обобщения обратной направленности: характерные черты культуры, отраженные в индивидуальном поведении и межличностном взаимодействии: для традиционной жизни аборигенов не были типичны человеческие страдания из-за нужды, голода и тяжелого труда, жизнеобеспечение достигалось без перенапряжения людских сил; были типичны — высокий уровень культурно признанной агрессии, своего рода культ воинственности и воинской доблести; нормативно допускаемое семейное насилие; гипертрофированная роль представлений о вредоносной магии; система регуляции отношений полов, идущая вразрез с имманентными человеческими устремлениями, а также гипертрофированный моральный императив мщения за любой урон. В то же время, это было общество, в котором всемерно поощрялись индивидуальные таланты и достижения, особенно в сфере духовного творчества, художественных занятий, что способствовало созданию сложной, многоликой и самобытной культуры, в том числе интеллектуально и психологически изощренных форм межличностного общения и социального структурирования.

    Ольга Юрьевна Артёмова