Город vs деревня в истории и культуре (Секция 2)
Авторы: М.В. Синицына, Е.В. Пшеницына, А.В. Казакова, Е.М. Захарова, А.А. Соломонова, Н.Э. Анисимова
М.В. Синицына (Москва)
Противопоставление города и деревни
в анонимной повести «Несколько писем моего друга» (1794–1795)
Анонимная повесть «Несколько писем моего друга» была напечатана в журнале Московского университета «Приятное и полезное препровождение времени» в 1794–1795 гг. Произведение представляет собой вариацию сюжета «Вертера» Гете. В ней происходит трансформация традиционного в сентиментализме противопоставления города и деревни на разных уровнях. Смысловые границы между двумя мирами раздвигаются и оказываются проницаемыми. Город приобретает новые качества: кроме изображения суеты и соблазнов цивилизации, он наделяется возможностью обретения счастья и покоя. Сельский мир отмечен чертами психологизма: в деревне действуют не абстрактные фигуры пастухов и пастушек, а крестьяне, испытывающие внутреннюю борьбу между долгом и чувством. Перемещение героя между двумя пространствами относительно свободно. Предпринимается попытка примирить оба пространства, обычно выступающих по отношению друг к другу антиподами, через категорию любви.
Мария Валерьевна Синицына, аспирант, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Е.В. Пшеницына (Москва)
Урбанизация и пасторальный идеал в цикле очерков
Л. М. Чайлд «Письма из Нью-Йорка»
1920–1950-е гг. XIX в. в Америке – период интенсивной урбанизации и индустриализации, время, когда стремительно растущие мегаполисы начинают поглощать аграрную Америку и пасторальный уклад жизни индивидуальных фермеров, который все еще представляется наиболее гармоничным способом освоения и развития пространства, постепенно вытесняется в результате технического прогресса и роста массового капиталистического производства. Кризис пасторального идеала и неизбежность его трансформации находит отражение в литературе и публицистике этого периода. Американская писательница Лидия Мария Чайлд (1802–1880) в цикле городских очерков «Письма из Нью-Йорка» (1841–1843) пытается найти исчезающий идеал, гуляя по Нью-Йорку начала 1840-х годов и выезжая в его предместья. Городские сады и парки, а также природные и сельские ландшафты пригородов дают возможность восстановить утраченную гармонию и «примирить» прежние представления об идеальном укладе жизни с агрессивной средой нового мегаполиса.
Екатерина Владимировна Пшеницына, аспирант, Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН
А.В. Казакова (Москва)
Традиция деревенского топоса В.А. Жуковского
в лирике И.С. Тургенева 1840-х гг.
И.С. Тургенев с детских лет был хорошо знаком с творчеством В.А. Жуковского, страстной почитательницей поэзии которого была его мать, Варвара Петровна. Он был также лично знаком с поэтом: свидетельство об этом сохранили воспоминания (Из «Литературных и житейских воспоминаний»). В раннем поэтическом творчестве Тургенева можно встретить продолжение некоторых эстетических установок великого русского романтика. В докладе сделана попытка показать эту преемственность на примере создаваемого в поэзии обоих классиков деревенского топоса.
Анна Владиславовна Казакова, сотрудник, Центр русского языка и культуры имени А.Ф. Лосева Института филологии Московского педагогического государственного университета
Е.М. Захарова (Москва)
От публицистики к литературе: город vs идиллическое сознание
в фельетонах Шпильки (по материалам газеты «Южный край» 1900–1905 гг.)
Исследование выполнено в Институте мировой литературы имени А.М. Горького РАН при поддержке гранта РНФ, проект № 20-18-00003.
Выбор газеты «Южный край» как материала исследования обусловлен, с одной стороны, ее малоизученностью, с другой, количеством имен и текстов, появляющихся в указанный период (1900–1905) на ее страницах. Шпилька (Василий Иванов) – один из основных авторов издания в это время. В газете публикуются его проза и поэзия, однако объединяющим началом текстов Шпильки является одновременное звучание в них публицистических и художественных интонаций. Центральный сюжет постепенно формирующегося цикла строится вокруг образа Города и его жителей. Городскому контексту противостоит идиллическое сознание не только жителей близлежащих деревень, но и большинства самих харьковчан. «Кому в Харькове жить хорошо?», «Свет и тени» и другие фельетоны автора, останавливаясь на частных проблемах Харькова (выборы, дороги, дума и др.), воссоздают яркую картину, наблюдаемую обывателем ежедневно. Цель доклада – рассмотреть систему приемов воссоздания художественно-публицистического единства в мультижанровом диапазоне Шпильки в аспекте антиномии «город-деревня».
Елизавета Михайловна Захарова, н.с., Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН
А.А. Соломонова (Санкт-Петербург)
Деревенские и пограничные локусы в неоромантическом немецком
немом кино 1920-х гг. (на примере фильмов Пауля Вегенера)
Пауль Вегенер – актер театра Рейнхардта, один из влиятельных немецких кинорежиссеров (наряду с Лангом, Любичем и Пабстом), заложивший понятие авторского фильм, основатель жанра «фильм-сказка» в Германии. Авторский замысел отличается ясностью эстетической системой; кроме того, Вегенер в своих кинопроизведениях выступал одновременно как сценарист, режиссер и ведущий актер. В докладе на примере 12 кинолент Вегенера (четыре из которых сохранились, восемь были утрачены и уцелели в виде небольших видеофрагментов, фотографий, диапозитивов и сценариев, однако благодаря подробным описаниям критиков и сохранившимся сценариям есть возможность их анализа) и его киноманифестов проанализированы сюжетные, визуальные константы, а также характерные эстетико-художественные связи раннего кино с литературой (прежде всего с романтической).
Алина Алексеевна Соломонова, сотрудник, Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского
Н.Э. Анисимова (Москва)
Адаптация сельской молодежи к индустриальному труду и быту
в годы Великой Отечественной войны
С началом войны промышленность крупных городов потребовала усиленного притока рабочих рук. Существенную часть нового промышленного контингента стали составлять юноши и девушки, мобилизованные на предприятия из сельской местности. Большинство юных сельчан впервые попадали в город и начинали самостоятельную жизнь в отрыве от семьи и прежних социальных связей. Занимавшиеся всю жизнь преимущественно сельским хозяйством, эти молодые люди сталкивались с урбанистической цивилизацией, повседневность которой сильно отличалась от быта сельской местности. Перед новоиспеченными рабочими стояла задача освоиться в новой действительности, овладеть профессией и не только справляться с трудностями военного времени, но и соответствовать требованиям государства, которое, в свою очередь, преследовало утилитарные цели. Какие проблемы возникали у молодых сельчан в ходе привыкания к новой реальности? Что помогало им адаптироваться к индустриальному труду и быту, а что, наоборот, затрудняло адаптацию? Эти и другие вопросы нуждаются в отдельном исследовании.
Наталья Эдуардовна Анисимова, соискатель, Институт российской истории РАН