26-04-2024
[ архив новостей ]

Экспромт как источник биографических сведений о круге общения В. Маяковского и свидетельство особенностей литературного быта его времени

  • Автор : Т.А. Купченко
  • Количество просмотров : 450

Т.АКупченко

 

Экспромт как источник биографических сведений о круге общения В. Маяковского и свидетельство особенностей литературного быта его времени*

 

*Исследование выполнено в Институте мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) №20-012-00477 «Поэтика и текстология записных книжек В.В. Маяковского (1917–1930)».

 

Литературный экспромт — это небольшое литературное произведение (как стихотворение, так и короткое выступление, афоризм), созданное спонтанно, без подготовки. Он является разновидностью импровизации и преимущественно носит устный характер. Таким он был и у В. Маяковского, поэтому сохранилось большое количество экспромтов в воспоминаниях современников. Это эпиграммы, переделки чужих стихов, переосмысленные как каламбуры («среди беспутников одна»), точные цитаты классиков, которые в контексте ситуации приобретают каламбурный характер, ответы на записки на выступлениях и просто реплики поклонникам, остроумные ответы на литературных диспутах, несохранившиеся записки, несохранившиеся (неразысканные) дарственные надписи, сочиненные самим Маяковским и часто употребляемые им в речи присловья и ответы при игре в карты, бильярд; словесные игры (когда из одного слова создается несколько других — Зигзаги/Загзиги; кипарисы/Рикаписы/сикарипы/писарики;  «восточный — водосточный — водочный», любовные записки, стихи, сопровождающие подарки.

Жанр экспромта восходит к античности, где считался проявлением высшего вдохновения, сродни пророчеству (Гораций и Овидий). Поэт-импровизатор — это человек, находящийся в особом состоянии экстатической открытости (ср., например, с образом поэта-импроивзатора в «Египетских ночах» А. С. Пушкина). Поэтому у романтиков экспромт используется не как спонтанно создаваемое произведение, а как жанр, подчеркивая этот особый статус поэта. Так, Байрон издавал свои экспромты после последующей обработки. Такое отношение сопрягается с модернистским, прежде всего символическим, ощущением творчества как высшему познанию. Символисты вводят понятие жизнетворчества, рассматривая как творчество все пространство жизни. Позднее у конструктивистов появляется жизнестроительство, акцент в котором сделан не на идеальном мире, а на земном. Любимый Маяковским О. Уайльд  писал, что сущность искусства жизни состоит в том, что это жизнь, воспринятая художником и преображенная им в искусство («Критик как художник»). «Искусство есть искусство жить», — писал А. Белый. Экспромт в контексте жизнетворчества как раз касается этого искусства жить, превращать мир обыденного в искусство. Именно в России «история и человек подвергаются наиболее интенсивной эстетизации и принимают характер художественного текста», — отмечает Ш. Шахадат. И изучение самого феномена литературного быта – зазором между выстраиваемой автором стратегией поведения личности, выбором маски, мифом его жизни — и реальной биографией начинается в работах формалистов (Ю. Тынянова, В. Шкловского, Б. Эйхенбаума), круга, напрямую связанного с Маяковским.

Связанность с определенным хронотопом (особые пространственно-временные отношения) — такой же важный признак экспромта, как и его спонтанность. Экспромт создается внутри альбома, книги (как надпись), сопровождает подарок, существует внутри определенного кружка (если это литературная игра), как часть любовных отношений, в широком смысле — внутри определенной литературной ситуации и периода развития литературы. Так, стихи к Лили Брик, помимо того, что представляют собой любовную записку, отражают определенную бытовую ситуацию: болезнь любимой, ожидание гостя, утреннее приветствие, праздник, приглашение в гости («Милая Киса…», «Целую Кису / в губки и в роту…», «Поздравление»).

Смеховой характер, присущий экспромту (в том числе надписям в альбомах, книжных инскриптах), обуславливается особым социальным пространством, в котором он возникает: литературные салоны, кружки и общества, в которых культивируется искусство.

Законами таких пространств часто становятся законы игры. Согласно Ж. Пиаже игра адаптирует реальность к «Я» человека, а не заставляет человека адаптироваться самого, как бывает жизни, то есть подчиняет реальность субъекту. Можно соотнести это с понятием жизнетворчества и жизнестроительства и решаемыми в них проблемами Творца и создаваемого им мира (нового советского/коммунистического государства). Произведение искусства становится прообразом того, во что должна воплотиться жизнь. Д. Винникот рассматривал игру как переходное пространство, поле для эксперимента, что мы тоже найдем в эстетике жизнестроительства. Через игру происходят литературные войны, сражение старой эстетики с новой (безопасное проявление агрессии). Маяковский называл смех «оружием», один из своих сборников озаглавил «Грозный смех». Можно вспомнить «Окно сатиры Чукроста» (1918):

 

      Не пори, мой милый, чушь,

       крыл не режь ты соколу,

       на Сенной не волочу ж

       я твою Чукоккалу

— как отражающее сложные отношения писателей друг с другом.

Или запись в альбоме Н. Альтмана: 

       Плевать я хочу на эту книжку 

       автографом не снабжу ее новым 

       не хочу расписываться

       рядом с Ионовым. 

                  В<ладимир> Маяковский» [1920].

 

И.И. Ионов, чей автограф расположен на соседней странице, — поэт, член группы “Пролеткульт”. В 1919-1923 гг. заведовал Петрогосиздатом, а в этот период Маяковский как раз имел сложности с изданием своих произведений.

Особое значение имеют экспромты, адресованные возлюбленным Маяковского — не только Л. Брик, но Т. Яковлевой и В. Полонской, так как они раскрывают характер отношений с каждой из женщин. Все эти тексты носят шуточный характер и подчинены правилам игры, в которой у каждого своя роль. Это как бы небольшой театр, в котором Л. Брик — Киса, а Маяковский — Щен, Яковлева — красавица-аристократка, а поэт — маркиз, с Полонской он пациент, а она — врачиха.

Экспромт, как видим, является важным источником понимания характера отношений в литературном и бытовом окружении поэта, способов выстраивания дружеских и любовных связей, проявлением искусства в жизни.

 

Купченко Татьяна Александровна, к.ф.н., с.н.c. Отдела новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья ИМЛИ.

E-mail: tkupchenko@gmail.com



(Голосов: 5, Рейтинг: 3.42)
Версия для печати

Возврат к списку