01-03-2024
[ архив новостей ]

Раздел 1. М. Горький в контексте мировой культуры и проблемы сохранения наследия писателя

  • Автор : Д.С. Московская, З.Г. Айрян, М.Г. Уртминцева, А.Л. Семенова, С.М. Демкина, С.А. Бельская, С.Г. Байбара, М.В. Донцова, М.А. Мерковская, Л.Б. Белова, Н.Х. Орлова, О.В. Шуган, А.Г. Плотникова, И.И. Давыдова,
  • Количество просмотров : 326



Д.С. Московская

(Москва) 


М. Горький и дискуссия о производственном очерке


В 1926 г. в повестке дня стал вопрос о художественной платформе пролетарской литературы. В спорах с попутчиками оформился ключевой параметр пролетарскости: «искусство – это организатор чувств», а «борьба культур – есть борьба мировоззрений, а не художественных форм».

Приезд и чествование М. Горького в 1928 г. не утишили борьбы старой и новой культурных элит. Канон пролетарского реализма шлифовался на фронте литературоведческой методологии в антилефовской и антипереверезской концепции «произведение это фактор, а не факт». Защита Горьким пролетарского поэта И. Молчанова обнаружила, что защитник не обладал «марксистской сноровкой и чутьем».

Дискуссия о художественной природе очеркового жанра (1930 г.), рожденного борьбой за промфинплан, явилась кульминацией острой полемики о творческом методе пролетарской литературы. За развитием очерка следил Горький, вернувшийся в советскую Россию с идеей очеркового журнала «Наши достижения». Журнал должен был представлять факты положительного характера и демонстрировать связь с социалистической стройкой. В статье «О литературе» (1931) Горький значительное место уделил художественно-познавательным задачам социалистического очерка и напомнил о краеведческом начале русской классики, хотя и осудил ее за ограниченность тем и предметов изображения. Несмотря на пропагандистский характер сопроводительных записок к проектам «Историй», Горький при их написании опирался на огромный краеведческий материал, разрушительный для идеологической номотетики, что и привело к тому, что ряд его историй не был реализован или не раскрыл своего краеведческого потенциала. Очевидно, Горький оказался в незнакомой для него стране, не обладая ясными представлениями о ключевых практиках литературного производства. Роман «Жизнь Клима Самгина» в разборе пролеткритики обнаружил «культ памяти», рождающей «густой, невыразимо-пестрый» поток деталей, вызванный жгучим интересом к жизни, и достойное осуждения устранение от концептуальных суждений. 

 

З.Г. Айрян 

(Армения, Ереван)


Максим Горький как основоположник русско-армянских литературных взаимосвязей


С начала ХХ в. глубокое идейно-художественное влияние на широкие общественные массы оказал своим творчеством выдающийся русский писатель, гуманист Максим Горький. Новизна его произведений была активно подхвачена и развита также среди армянской прогрессивной общественной мысли, особенно в кругу уже сложившихся, известных писателей. Среди них выделяются имена таких писателей, как Ав. Исаакян, А. Ширванзаде, В. Терьян, Е. Чаренц, Д. Демирчян и др., произведения которых также отличались прогрессивными, свободолюбивыми идеями и мотивами. Передовая армянская общественность воспринимала Горького как крупнейшего деятеля русской культуры, преемника и продолжателя лучших традиций русской литературы, основоположника социалистического реализма. Армянская общественность познакомилась с произведениями Горького в конце ХIХ века, впервые напечатанными в тифлисских журналах «Тараз» и «Лума», а в 1906 г. читатели в армянских переводах ознакомились с такими известными произведениями писателя, как «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш» др., в которых были раскрыты талант, самобытный художественный стиль пролетарского писателя.

В 1908 г. в театре Армянского общества в Тифлисе была представлена первая постановка пьесы Горького «На дне» на армянском языке, собравшая сотни зрителей. Образы героев Горького в армянских театрах исполняли известные актеры того времени Ов. Абелян, В. Аджемян, О. Гулазян, А. Гулакян и др. С начала 1930-х гг. пьесы М. Горького ставились и в театрах Армении, в частности, на сцене театра имени Г. Сундукяна в Ереване, в драматическом театре г. Ленинакана (ныне г. Гюмри) и т.д. 

Максим Горький был лично знаком с такими выдающимися мастерами армянской литературы, как В. Терьян, А. Исаакян, А. Ширванзаде, А. Акопян и др. 

В 1916 г. под редакцией Горького был издан «Сборник армянской литературы», куда вошли лучшие достижения армянских писателей. Целью сборника было привлечь внимание русской общественности к древнейшей и уникальной истории и культуре армянского народа, а также ко всему, что происходило на тот момент с армянами в Западной Армении.

Творчество Горького было в центре внимания также и у выдающегося новатора армянской поэзии Е. Чаренца, который был большим знатоком русской литературы. В 1934 г. он перевел книгу Горького «Стихотворения и легенды», а также его пьесу «Достигаев и другие».

Многогранная личность Горького была высоко оценена также и классиком армянской литературы Дереником Демирчяном.

Исследуя связь Горького с Арменией, можно заключить, что древнейшая сакральная страна была любима и дорога русскому писателю, который не только активно пропагандировал армянскую литературу, но и живо общался и переписывался с видными писателями того времени, которых объединяли общие задачи и цели в развитии нового, более прогрессивного общества, а также социалистической литературы. 

Писатели Армении, общественные деятели, в свою очередь, оценили и выделили в Горьком не только его яркое литературное дарование, но и его особое человеколюбие, гуманизм, как носителя и распространителя высших культурных, нравственных ценностей, слова которого основывались на прочном фундаменте правды. 

 

М.Г. Уртминцева

(Нижний Новгород)


Драматическая трилогия Н. Прибутковской о М. Горьком: авторская концепция личности и судьбы


Существенным вкладом в создание образа М. Горького стала биографическая драматическая трилогия Н.Ю. Прибутковской «Три версии одной судьбы. Пьесы», вышедшая в нижегородском издательстве «Деком» в 2022 г. Автор пьес, нижегородский драматург и журналист, член Союза писателей России (1998) известна далеко за пределами Нижнего Новгорода. Три пьесы о Горьком – это художественная версия его судьбы, глубоко продуманная, выстраданная концепция Горького-человека и художника, представленная современному читателю и зрителю. Все три версии были созданы в результате осмысления и переработки научно-исследовательских, мемуарных, эпистолярных, публицистических источников и, конечно, корпуса художественных текстов М.Горького. Время поисков будущим писателем своего места в жизни, становление его мировоззрения стало основой сюжета пьесы «Странный парень», в жанре пьесы-вербатима «Твоя Катя», созданной на материале переписки с Екатериной Волжиной-Пешковой, автор представляет свою версию интимной жизни писателя. Действие третьей, заключительной драмы, написанной накануне горьковского юбилея в 2018 г., «Три финала одной жизни», посвящено событиям последних лет жизни Горького на фоне советской действительности середины 1930-х годов. Вступая в диалог с предшественниками, автор предлагает свою версию образа жизни Горького – пленника режима, лишенного свободы слова, трагической личности, ставшей заложником созданных о нем мифов. Материалы Архива А.М.Горького ИМЛИ РАН, его переписка, лишенная купюр, работы горьковедов были использованы в работе над образом писателя,  который создавался с надеждой на то, что представленный в пьесах Горький-человек вызовет в молодом поколении желание вернуться к непрочитанному в школьные годы Горькому. 

 

 

А.Л. Семёнова 

(Великий Новгород)


«Летопись» М. Горького в социально-историческом контексте


В середине 1910-х годов М. Горький задумал новый журнал – «Летопись». Русские летописи отражали фиксацию событий, осуществленную в свойственной летописанию сдержанной, безоценочной фактографической манере для наиболее полного и объективного представления о свершившихся важных исторических событиях. 

Горьковское летописание должно было стать обзором не только российской, но и зарубежной жизни. Важную роль в издании играли «внутреннее» и «иностранное» обозрения. Особую значимость публицистика обретала в контексте событий первой мировой войны, когда перед журналом стояла задача «разоблачения ее истинного характера». Среди авторов «Летописи» были соратники Горького по Каприйской школе: Богданов, Луначарский.

Но если в летописях объективация изображаемых событий происходила за счет приглушенного авторского «я» летописца, то «Летопись» должна была послужить «ареной борьбы во имя политической свободы, социального равенства и пролетарского Интернационализма» (№ 9-12, 1917). «Летопись» была типичным толстым журналом направления: проза, поэзия, научно-популярные и критические статьи, публицистика, а также отделы «Литература и искусство», «По России», «Иностранное обозрение», «Внутреннее обозрение», «Библиография», «Книги, поступившие в редакцию», «Объявления». 

Идейное направление журнала – интернационализм. Это была принципиальная позиция Горького: «Творцом планетарной культуры, основанной на факте, на изучении, – может явиться только идея интернационализма, – всякая иная идеология культуры является идеологией, основанной на догмате и внушении» (Письма. Т.11. с. 134).

«Летопись» выходила с декабря 1915 по 1917. Редактором выступил А.Ф. Радзишевский, издателем – А.Н. Тихонов. Журнал выходил два года: полноценно в 1916 году, а в 1917 журнал, находясь в сложных социально-экономических обстоятельствах, вынужден был выпускать под одной обложкой несколько номеров. Последний номер за 1917 год вышел за 4 месяца сразу (сентябрь-декабрь), и его наполнение было чрезвычайно скромным, привычных для читателя отделов в этом номере журнале не было. 

История горьковского журнала – это история страны и мира. Русские летописи проникнуты определенной идеологической тенденцией, так как летописцы с точки зрения религиозно-социального идеала стремились описать события. Таким изданием стал журнал Горького «Летопись», который стремился к фиксированию событий научной, культурной и социально-политической жизни своего времени.

 

 

С.М. Дёмкина 

(Москва)


Музейный аспект научной биографии М. Горького: история и перспективы


Сообщение посвящено музейной составляющей горьковедения. Этапы жизни и творчества писателя, зафиксированные в экспонатах, подлинных документах, предметах мемориальных интерьеров – важнейший источник научной биографии М.Горького. История горьковских музеев, создания литературных и мемориальных экспозиций, формирования коллекций и фондовых накоплений важны для системного изучения наследия писателя. Масштаб личности Горького, разноплановость коллекций и архитектурное своеобразие основных площадок Музея открывают широкие возможности для организации музейного пространства и научно - просветительской деятельности. Приоритетным и значимым направлением деятельности Музея Горького как части горьковской структуры ИМЛИ является совместная ориентированность на создание академической биографии писателя, чье наследие хранит, изучает и популяризирует. 

Автор также исследует перспективы введения в научный оборот новых данных в контексте освоения современных технологий музейного взаимодействия. Музейный аспект репрезентации наследия Горького актуален при формировании многоуровневого диалога специалистов с разными заинтересованными социальными группами. 

 

С.А. Бельская

(Королёв)


Выставка «Жизнь и творчество А.М. Горького» (1940) в городе Костино Московской области на материалах местной печати


Библиотека Болшевской трудовой коммуны начала формироваться в 1925 г. и к 1928 г. насчитывала более 1 тыс. томов. Одним из фондообразователей библиотеки стал А.М. Горький, который подарил коммунарам не менее 1,5 тысяч книг. После ликвидации коммуны библиотека продолжила работать и обслуживать жителей Костина. В 1940 г. на базе библиотеки сотрудниками музея А.М. Горького при Институте литературы им. А.М. Горького была открыта выставка «Жизнь и творчество А.М. Горького». Выставка задумывалась как постояннодействующая и должна была стать своеобразным памятником писателю. Публикации в местной печати за декабрь 1940 – июнь 1941 гг. дают общее представление о выставке. Подбором и оформлением научно-экспозиционного материала занимались сотрудники музея А.М. Горького: заведующая экспозицией И.М. Касаткина, научный сотрудники Р.Г. Бейслехем и С.В. (?) Давыдов.

Выставка занимала две большие комнаты, где было представлено 250 экспонатов, в том числе фотоснимки с документов, портретов, исторических снимков, оригинальных негативов, книги и рисунки. В первой комнате располагались материалы, рассказывающие о детстве «в людях» и юношеских годах Алексея Максимовича. В качестве экспонатов указаны: фотография дома, в котором жил Алёша Пешков, книги, прочитанные им в юности, фотокопия с нелегального гектографического издания сборника «Весенние мелодии», в котором была напечатана поэма «Песня о Буревестнике». Во второй комнате располагались следующие разделы: «Горький – патриот родины»; «Горький о труде»; «Горький среди рабочих»; «Горький и Красная армия»; «Горький и молодёжь»; «Горький и дети»; «Горький в Болшеве».

В разделе «Горький в Болшеве» были представлены фотографии, документы, книги (в т.ч. «одна из книг, подаренных библиотеке лично А.М. Горьким»). Посетителей выставка начала принимать в начале декабря. В январе 1941 г. в «зимнем клубе» города Костино состоялось торжественное собрание, посвящённое открытию. В работе собрания принимали участие сотрудники музея А.М. Горького директор С.В. Туманов, научные сотрудники Г.Д. Левин, И.М. Касаткина, Р.Г. Бейслехем, писатель Л.В. Никулин, директор библиотеки В. Черкасов, экскурсовод Гаецкая.

Вопрос о том, до каких пор действовала выставка, остаётся открытым. На сегодня, самые поздние материалы о ней, выявленные в печати, датируются июнем 1941 г. 

 

С.Г. Байбара 

(Москва)


Россия – Индия: диалог в мемориальном пространстве


Фонды московского Музея А.М. Горького хранят информацию о многочисленных и разносторонних российско-индийских культурных связях. Эта информация может представлять интерес и быть предметом изучения. В настоящем докладе сделан обзор предметов, хранящихся в фондах московского Музея и относящихся к теме «Горький и Индия». К ним относятся художественные экспонаты, книги из личной библиотеки А.М. Горького, театральные афиши, подарки, фотографии, автографы, оставленные писателями и деятелями культуры Индии. Часть хранения свидетельствует об интересе Горького к Индии, другая часть – о любви индийского народа к творчеству русского писателя. 

 

 

М.В. Донцова 

(Москва)


Современные информационные технологии: новые возможности для экспозиции музея А.М. Горького


Музей-квартира А.М.Горького – один из достаточно редких примеров музея, хранящего подлинную мемориальную обстановку. Благодаря тому, что особняк всего через 13 лет после революции был предоставлен Горькому, а после его смерти обстановка дома не менялась, и на её основе создан музей, дом полностью сохранил свой архитектурный облик, уникальный декор интерьеров, оригинальные цветные витражи, подлинные резные деревянные двери и паркет. Таким образом, получилось, что мемориальная экспозиция вписана в другую – в архитектурную экспозицию – сам дом и его интерьеры времени Ст.П. Рябушинского. Эти две экспозиции «подстроились» друг под друга, однако не смогли слиться – существуют параллельные, накладывающиеся друг на друга знаковые системы — мемориального и архитектурного ансамблей, каждый из которых требует и заслуживает внимательного, отдельного, самостоятельного рассмотрения. Этой задаче может служить использование информационных технологий. В настоящий момент наиболее актуальными технологиями, внедряемыми в музеях, являются технологии дополненной и виртуальной реальности. В этой работе мы рассмотрим плюсы использования подобных технологий в музее, а также погорим о сложности их внедрения; изучим необходимость и предложим способы их применения в Музее А.М. Горького.

 

М.А. Мерковская 

(Москва)


Американские пейзажи — А.М. Горький на вилле Саммер Брук (Музей А.М. Горького ИМЛИ РАН)


Мотивом к написанию этой статьи послужили два пейзажа с изображением Адирондакской долины американского художника Рокуэлла Кента, находящиеся в московском музее А.М. Горького. Как известно, в 1905 г. Горький уехал в Америку, избегая преследования за участие в революционных событиях, а также с целью сбора средств на нужды революции. Писатель и его спутники — М.Ф. Андреева, З. Пешков и Н.Е. Буренин — были встречены с почестями, но вскоре в прессе разразился скандал из-за неформального характера отношений Горького и Андреевой. Прогрессивные писатели Америки М. Твен, Г. Уэллс были возмущены случившимся и начали искать для Горького пристанище, — так он вместе со своими спутниками оказался на вилле Саммер Брук, в долине Адирондак. В статье рассказывается об истории виллы, о ее хозяевах-интеллектуалах, о социальных экспериментах, проводившихся в этом поместье, о пребывании там Горького. Ну и, конечно, об американском художнике-социалисте Рокуэлле Кенте, запечатлевшем эти места на своих полотнах и впоследствии подарившем одно из них музею.

 

Л.Б. Белова 

(Казань)


Деятельность Казанского музея А.М. Горького по поиску материалов о Деренковых (окружение Пешкова-Горького) 


Показана деятельность исследователей по сбору материалов о семье Деренковых, описанной Горьким в автобиографической повести «Мои университеты». С одним из них - Андреем Степановичем, «старым приятелем» – А.М. Пешков тесно общался в данный период жизни, впоследствии переписывался и встречался. Интересовали Горького и сведения о его сестре Марии Степановне Деренковой. В истории Казанского музея А.М. Горького (ныне Музея А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина) есть немало фактов о попытках контактировать с семьей Деренковых, узнать от них подробности пребывания Пешкова-Горького в Казани и с. Красновидово, а также сведения об их собственной жизни. Этим занимались в разные годы исследователь Н.Ф. Калинин, директор Казанского музея А.М. Горького М.Н. Елизарова и другие. Об экспедициях казанцев по местам проживания Деренковых (г. Анжеро-Судженск, с. Макарово в Башкирии), собранных в результате материалах, используемых затем в научно-экспозиционной работе музея – повествуется в настоящем сообщении.

 

 

Н.Х. Орлова 

(Великий Новгород)


Максим Горький и Анна Шмидт: из истории нижегородского периода


Анна Николаевна Шмидт (1851–1905) – представительница русской философии Серебряного века. Её имя встречается в письмах и воспоминаниях многих философов и поэтов того времени. Среди них имена Сергея Николаевича Булгакова, Павла Флоренского, Андрея Белого, Александра Блока, Максима Горького, Юлии Данзас, Николая Бердяева, Владимира Соловьёва и других. Все они соглашались с тем, что она чрезвычайно одарённая и глубоко духовная личность. В тоже время они признавались, что общение с ней вызывало противоречивые чувства. Такие люди воспринимаются скорее как юродивые. Большую часть жизни она прожила в Нижнем Новгороде, с 1894 г. и до самой смерти работала журналисткой в местных газетах «Волгарь» и «Нижегородский листок». Несколько лет одним из её коллег по репортёрскому цеху в редакции «Нижегородского листка» был Максим Горький. Молодой Горький был хорошо знаком с Анной Шмидт и оставил о ней некоторые воспоминания. Горького упрекают за то, что в его воспоминаниях она описывается в насмешливой тональности. Однако, скорее всего, в нём говорил писатель, который стремился зафиксировать в образе Анны Шмидт парадоксальное несовпадение внутренней духовной глубины и богатства личности с внешним физическим почти уродством.

 

О.В. Шуган

(Москва)


А.М. Горький – председатель редакционного совета Полного академического собрания сочинений А.С. Пушкина


Рассмотрение роли А.М. Горького в драматической судьбе Полного академического собрания сочинений А.С. Пушкина открывает неизученную страницу биографии писателя. Академия наук СССР почти три года добивалась согласия Горького возглавить Полное собрание сочинений А.С. Пушкина, с конца 1933 г. по сентябрь 1935 г. Горький был председателем Всесоюзного Пушкинского комитета и прекрасно осознавал «огромное научное и общественно-политическое значение юбилейных академических изданий Пушкина», но два раза «решительно отказывался», ссылаясь на разные причины. В итоге Горький подключился к этому изданию уже на последнем этапе, когда был готов «пробный» экземпляр первого тома. Встреча в Горках 9 сентября 1935 г. с Ю.Г. Оксманом, В.А. Десницким и главой издательства Академии наук П.И. Чагиным, во время которой Горькому был вручен сигнальный экземпляр 7-го тома драматических произведений А.С. Пушкина, стала поворотным моментом во взаимоотношениях Горького с главной редакцией, после этой встречи писатель активно включился в работу. В роли председателя редакторского комитета и редсовета Полного собрания сочинений А.С. Пушкина Горький добился финансирования проекта, оказывал организационную и техническую помощь. После смерти Горького издание было забраковано и остановлено, 16 томов Полного собрания сочинений А.С. Пушкина увидели свет в 1937–1959 гг. в «урезанном» виде, с минимальными комментариями. 

 

А.Г. Плотникова 

(Москва)


М. Горький и А.С. Вознесенский: по новым материалам архивов ИМЛИ РАН


В докладе, основанном на новых архивных материалах из московского Архива А.М. Горького и Отдела рукописей ИМЛИ РАН, восстанавливается история взаимоотношений М. Горького и яркого представителя Серебряного века А.С. Вознесенского, поэта, прозаика, драматурга, киносценариста, критика, мемуариста, собирателя автографов, сыгравшего значимую роль в литературном процессе. Их пути нередко шли параллельно, это были люди похожих убеждений и одного круга общения. Известно лишь об одной их встрече, случившейся в Москве в 1902 г., однако связь их осуществлялась через письма и общих знакомых. Пять писем Вознесенского, хранящихся в архивах Института мировой литературы Российской академии наук, охватывают период с 1910 по 1936 гг. В письмах Вознесенский рассказывает о себе, о трудном положении советских литераторов, о трагической судьбе писателя Андрея Соболя. Горький в письме от 1910 г. дает оценку неизвестной ранее пьесы А.С. Вознесенского. Эти материалы позволяют не только более полно осветить жизненный и творческий путь Вознесенского, но и уточнить некоторые факты биографии М. Горького, а также в целом расширить представления о литературном процессе первой трети ХХ в. 

 

И.И. Давыдова 

(Москва)


 «Коснуться глубин души» (музыкальные встречи А.М. Горького)


Музыкальные встречи 1931–1936 гг. проходили в доме А.М. Горького на М. Никитской, д.6, и подмосковной даче Горки-10 как в виде официальных приемов, так и в формате дружеских вечеров, о чем свидетельствует публицистика и мемуаристика. 

В одном из ранних рассказов Горький объяснял безраздельное подчинение музыке: «Нарочито выбирая трогательные и красивые, я «сказываю» песни, стараясь обнажить красоту слова и чувства, скрытые в них. И подчиняюсь силе их незабываемой тоски, близкой моей душе». Неопубликованные архивные данные по итальянским и московским встречам 1920–1933 гг. певицы Зои Лодий объясняют приоритетный выбор А.М. Горьким вокального творчества: «В маленькой форме (песне, романсе) можно отобразить всю жизнь во всех ее явлениях и прекрасной сложности». Настоящий доклад также основан на архивных биографических сведениях о солистке ГАБТ А.Ф. Смысловой-Галл и черновых записях воспоминаний И.П. Яунзем.  Все «музыкальные» эпизоды из жизни А.М. Горького доказательны для иллюстрации взаимопроникновения музыки и художественного слова. Диалоги о музыке с писателем вели  Ю.А. Шапорин, М.В. Юдина, Д.Д. Шостакович, Д.Б. Кабалевский, Г.Г. Нейгауз, Г. Гинзбург, З.П. Лодий, А.В. Нежданова, Н.А. Обухова, О.В. Ковалева, А.Ф. Смыслова-Галл, И.П. Яунзем и др. профессиональные музыканты и певцы, в последствии оставившие документальные свидетельства об особенной душевной организации А.М. Горького – знатока и любителя классической и народной музыки – этого бесценного хранилища народной мудрости, так часто помогавшей ему не только в создании художественных образов. Происходивший посредством музыки духовно-нравственный катарсис отмечала легендарная пианистка М.В. Юдина: Музыка – это «луч иного бытия», осветляющий внутренний мир мятущегося человека.

Кроме музыкальных предпочтений А.М. Горького, в данном докладе представлена документальная подборка фактов о помощи писателя одаренным композиторам, музыкантам, певцам, – всем, кто оставил яркий след культурной жизни России.

 

 

(Нет голосов)
Версия для печати

Возврат к списку