25-04-2024
[ архив новостей ]

Раздел 4. Художественное своеобразие автобиографической трилогии Горького

  • Автор : Е.Н. Никитин, Ю.У. Каскина, Н.М. Годенко, Ю.М. Егорова, Л.В. Суматохина, Е.В. Кудрина, Р.А. Гоголев
  • Количество просмотров : 465



Е.Н. Никитин

(Москва)


29 июля 1871 года – роковой день. Перечитывая «Детство» М. Горького


В статье рассказывается о том, какое влияние на всю последующую жизнь А.М. Пешкова оказала случившаяся 29 июля 1871 г. смерть его отца. Она привела к тому, что мать мальчика возненавидела сына, считая его виновником смерти любимого мужа (Алексей заболел холерой, от него заразился отец и умер). Максим Савватиевич никогда не бил сына и жене запрещал поднимать руку на него. Другие порядки царили в доме деда, где теперь жил Алексей. Василий Васильевич каждую субботу сек провинившихся за неделю детей. Однажды он за испорченную скатерть до полусмерти избил Алексея. А Варвара Васильевна не смогла защитить сына. В мае 1876 г. женщина второй раз вышла замуж – за студента Е.В. Максимова. Но это не изменило к лучшему положение мальчика. 5 августа 1879 г. Варвара Васильевна умерла. Отчим содержать Алексея отказался. И деду он оказался не нужным. Василий Васильевич сказал внуку: «Иди-ка ты в люди». Пребывание молодого человека «в людях» и последующее «хождение по Руси» сопровождалось множеством случаев, причинявших юной душе страдание. Это в итоге привело к появлению выдающегося русского писателя. Большого писателя создают перенесенные им страдания. Вывод: трагический день 29 июля 1871 г. стал началом рождения писателя М. Горького.

 

 

Ю.У. Каскина

(Москва)

 

Современная рецепция автобиографической трилогии М. Горького на родине писателя


Отмечая 110-летие повести М. Горького «Детство» и 100-летие повести «Мои университеты», захотелось подвести некоторые горьковедческие итоги. Изучение новейшей библиографии – книга «Литература о М. Горьком 2011-2015» (СПб.: БАН, 2021) показало особенную популярность сравнительных тем, активность нижегородских молодых исследователей, а также неожиданное обращение, например, к «Детству» Горького, ученых из других областей литературоведения. Так, Кудряшова А.А. сопоставляет горьковские образы и мотивы из «Детства» с аналогичными в произведениях Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.С. Лескова, С.Т. Аксакова, К.И. Чуковского. Участвуя в научно-практических конференциях, посвященных интеграционным технологиям преподавания филологических дисциплин, в «Скребневских чтениях», в «Нижегородском тексте русской словесности» предметом своего анализа молодые ученые часто выбирают именно повесть «Детство».  А.П. Люсый обращается к «Детству» в своей монографии «Московский текст: текстологическая концепция русской культуры» (М., 2013); О.С. Крюкова изучает ольфакторное пространство этого произведения. 

Участвуя в Круглом столе «ПроЧтение Горького», состоявшемся в Нижнем Новгороде в государственной областной библиотеке, 27-28 марта, проводимого музеем М. Горького, мы провели анкетирование студентов педагогического университета им. К. Минина. Вопросы были простые – читали ли Вы повести М. Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты»; что Вы больше всего запомнили; кто из героев больше всех понравился; какая сцена произвела наибольшее впечатление; что нового Вы узнали из них об истории, географии России, быте мещанского сословия; какие вопросы Вы хотели бы задать Алеше Пешкову; какие вопросы у Вас возникли к исследователям-горьковедам. 

Ответы порадовали разнообразием, осведомленностью, любовью к родному городу. Наиболее читаемыми оказались первые два произведения. Запомнились чаще всего сцены пожара, порки, смерти Цыганка. Любимые герои, как правило, бабушка Акулина Ивановна, Цыганок, сам Алеша, мать Варвара Васильевна (один ответ). Студентам нравится читать о хорошо знакомых местах, узнавать, как они выглядели прежде.  Вопросы к Алеше Пешковы таковы: «Какое наставление бабушки Вы пронесли через всю жизнь? Какие произведения, прочитанные в детстве, повлияли на ваше мировоззрение? Какое место в Нижнем Новгороде вызывает у вас теплое чувство? Понимали ли Вы в раннем возрасте, что у Вас есть одаренность к писательству?» 

А вопросы к нам следующие:  

1. Что современный читатель может обнаружить в творчестве Максима Горького такого, что безоговорочно влюбится в его произведения?

2. Какие произведения нужно прочитать, чтобы понять философию и мировоззрение Максима Горького?

3. Какие три произведения Максима Горького, на ваш взгляд, должен прочитать каждый человек? 

Главное, что порадовало в нашем изыскании – у Горького есть и свой исследователь, и, что еще важнее, свой молодой и вдумчивый читатель.  

 

 

Н.М. Годенко

(Москва)


Жизнь замечательных людей. Темы и вариации. Книга И.А. Груздева о детстве А.М. Горького


Классическая книжная серия «Жизнь замечательных людей», которая начала издаваться с 1933 г., имеет богатую предысторию. Книги под этой рубрикой выходили с 1900 по 1915 г. в издательстве Ф. Павленкова. Традицию серии, законченной из-за смерти издателя и, как следствие, преобразования самого издательства, собирался в 1916 г. под эгидой детской секции издательства «Парус» продолжить А. М. Горький. Впоследствии выпуск биографических книг он пытался наладить в берлинском издательстве З. Гржебина. Тем не менее, регулярно книги серии начали появляться уже в СССР, где они выходили сначала в «Журнально-газетном объединении», а затем в издательстве «Молодая гвардия».

Потребность в доступных для неквалифицированного читателя биографиях исторических деятелей подтверждена практикой. На страницах журнала «Новый Робинзон», выходившего под редакцией С. Маршака, увидела свет повесть Н. Тихонова «Вамбери», в издательстве «Кубуч» вышла повесть Ю. Тынянова «Кюхля». Таким образом, формировалось отдельное направление популярной биографии, ориентированное на детскую аудиторию. К данному направлению можно отнести и книгу И. Груздева «Жизнь и приключения М. Горького (по его рассказам)».

Книга И. Груздева, где в качестве исходного материала использованы оригинальные рассказы А. М. Горького «Детство», «В людях», «Ледоход», «Мои университеты», «Случай из жизни Макара», «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Мой спутник», была востребована читателями, однако выступавший в качестве героя повести А. М. Горький отнесся к этому опыту с настороженностью. В письме, адресованном И. Груздеву, он хотя и дает разрешение на выход в свет отдельного издания, категорически заявляет, что разрешения на такой литературный опыт не дал бы, если бы знал о планах автора заранее, поскольку «книжка эта нечто похожее на канонизацию героя ее при жизни».

Несмотря на категоричность такой оценки, книга при жизни А. М. Горького вышла не менее шести раз только на русском языке. Книга И. Груздева продемонстрировала возможности беллетризованной биографии исторического лица, адресованной детям. До начала Великой Отечественной войны это направление беллетристики активно развивалось. Книги в серии «Жизнь замечательных людей», независимо от основной, ориентированной на взрослого читателя, выходили в Детгизе. Среди них книги А. Роскина «Максим Горький» (1936, 1939), К. Паустовского «Орест Кипренский» и «Исаак Левитан «(обе – 1938), Л. Вайсенберга «Роберт Фультон» (1936), Б. Эйхенбаума «М. Ю. Лермонтов» (1936) и др. Книга А. Роскина об А. М. Горьком была написана на основании тех же рассказов, которые использовал в своей книге И. Груздев, совпадают также и названия отдельных глав. Таким образом, книга «Жизнь и приключения М. Горького (по его рассказам)» стала прототипом целого ряда произведений. Если бы не обстоятельства истории, серия «Жизнь замечательных людей» могла бы развиваться иначе.



Ю.М. Егорова 

(Москва)


Зооморфизм как попытка познания души в трилогии М. Горького


Горький планировал написать большое автобиографическое произведение ещё в начале творческого пути. Целый ряд очерков, рассказов, эскизов оказались своего рода подступом к этому масштабному труду, как, например, «Изложение фактов и дум, от взаимодействия которых отсохли лучшие куски моего сердца», эскиз «Биограф˂ия˃», датированные 1893 г., автобиографический набросок «Бабушка Акулина», напечатанный в «Самарской газете» в 1895 г. и др. Некоторые из них не были задействованы в трилогии и стали самостоятельными произведениями. А те, что нашли своё место в повествовании, претерпели ряд изменений, их трактовка и стилистическая разработка в ранних набросках была совершенно иной, нежели в окончательном варианте. Все три повести имели рабочие названия, однако ни одно из них не осталось в качестве основного. Также следует помнить, несмотря на то что трилогия была создана на жизненном материале, она всё же представляет собой художественно-автобиографическое произведение, в котором есть место вымыслу и образной обработке событий.

Трилогия относится к числу хорошо изученных произведений Горького, но это не значит, что о ней всё сказано. Масштаб и многогранность произведений М. Горького позволяют новым поколениям исследователей находить ранее не освещавшиеся темы его литературного наследия, что лишний раз доказывает глубину и разносторонность Горького как художника, философа и человека.  Настоящая работа ставит своей целью раскрыть один из таких аспектов, а именно – приём зооморфизма как средство познания души в трилогии М. Горького. Изучение данного вопроса позволило выявить следующие тенденции: в одних случаях зооморфизмы применялись автором ситуативно, в качестве образного сравнения, для демонстрации поведенческих особенностей того или иного персонажа, что характерно в основном для повестей «В людях» и «Мои университеты», а в других – как устойчивая характеристика, при помощи которой Горький раскрывал образ жизни и суть души своих героев. Такого рода зооморфизмы чаще встречаются в повести «Детство».


Л.В. Суматохина

(Москва)


«Молодой человек» как тип героя в художественном мире М. Горького


Книжная серия «История молодого человека XIX столетия» вышла в 1932 г. по инициативе М. Горького. Серия включала романы и повести западноевропейских и русских писателей, объединенные типологически сходными героями. Размышляя об этом типе героя в ряде статей разных лет, Горький создал из нейтрального словосочетания концепт, представляющий собой специфическую систему значений. По мысли писателя, этот герой разыгрывает в своей судьбе однообразную «драму индивидуализма». Для Горького «молодой человек» – звено в цепи поколений, растрачивающих жизненную энергию рода. Концепция постепенного умаления, «таяния личности» восходит к знаменитой статье Горького 1909 г. «Разрушение личности». 

Сквозь призму горьковской концепции названной книжной серии рассматриваются герои ряда художественных произведений Горького: романа «Фома Гордеев», герой которого принадлежит второму поколению купеческой династии и безуспешно ищет смысл своей жизни и свое место в жизни; романа «Дело Артамоновых», в котором внимание автора и читателя сосредоточено преимущественно на самом процессе истощения жизненной силы рода; романа «Жизнь Клима Самгина», в котором дан горьковский вариант жизненного банкротства индивидуалиста. Повесть «Мои университеты» также рассмотрена в этом контексте. Ее герой – «молодой человек», который пытается «понять смысл жизни», ищет свое место в ней. Однако он изживает «драму индивидуализма» через связь с другими людьми и миром. Героя автобиографической трилогии можно считать предвестником нового героя, которого Горьким надеялся увидеть в литературе ХХ века. Это герой, включенный в жизнь других людей (коллектива) на глубинном уровне, личность, которая воплощает в себе лучшие черты большой общности людей (нации, например) и черпает жизненные силы из бездонного колодца коллективной энергии и мудрости. Это явление, противоположное процессу «разрушения личности», иссякания ее творческой энергии и деградации в замкнутом на самом себе индивидуализме. 

 

 

Е.В. Кудрина 

(Москва)


Горьковские программы воспитания подрастающего поколения


В 1910 г. Горький впервые сформулировал программу воспитания, которая будет последовательно реализовываться им до 1936 г. В 1910 г. Горький обратился к участникам Третьего Международного конгресса семейного воспитания, который проходил в Брюсселе, с открытым письмом «Сказка жизни». В нем воспитательная программа выражена кратко и четко: «уважать труд, сострадать мукам прошлого и понимать ошибки, и – прощать». Спустя 7 лет, в 1917 г. по инициативе Горького была создана «Лига социального воспитания», в её задачи входили разработка и проведение в жизнь планов новой социальной школы. В создании новой системы образования принимали участие педагоги С.Т. Шацкий, Н.А. Вукотич, В.Н. Гиппиус, В.Н. Половцева. Доклад Горького «Дети и современность» был полон пессимистических выводов, но идейно был связан с просветительской программой 1910 г. Он выделяет несколько основных задач: создание организаций по охране детей от тлетворных влияний улицы, развитие социального воспитания, формирование нового характера и нового отношения к труду, охрана культуры и преподавание её истории, всестороннее развитие самодеятельности детей. Главная же цель, по мнению Горького, – «воспитать из наших детей новое человечество». Горьковская воспитательная концепция нашла отражение в его автобиографической трилогии. В «Детстве» (1913), «В людях» (1916) и «Моих университетах» (1923) художественно показан процесс формирования личности: через сопротивление среде, труд, чтение, постоянное самообразование.

В 1930-е гг. Горький идет рука об руку в деле воспитания нового поколения читателей и писателей с методистом-словесником М.А. Рыбниковой, которая разрабатывала для учителей методику обучения письму через школьные сочинения (статья «От маленького писателя – к большому читателю»). Горький, следуя своим воспитательным принципам, поддерживал детское художественное творчество, участвовал в литературной деятельности детских коллективов, ратовал за всестороннее развитие и просвещение детей, благодаря чему повсеместно стало развиваться низовое литературное движение.  

 

Р.А. Гоголев 

(Москва)


Алексей Пешков «в людях»: новые сведения к биографии А.М. Горького по материалам семейного архива потомков «чертежника» В.С. Сергеева


Летом 2022 г. Е.В. Кириллова (праправнучка В.С. Сергеева) сообщила нам об обнаружении ранее неизвестной части семейного архива. Ее основу составляли документы личного происхождения Сергея Васильевича Сергеева (1880-1963) – сына «чертежника» Василия Сергеева, у которого Алексей Пешков пребывал «в людях» с перерывами с 1880-го до самого отъезда в Казань в 1887 г.

Архив С.В. Сергеева в основном состоит из эго-документов мемуарного характера и фотоматериалов. Знакомство с документами позволило реконструировать отдельные вехи биографии С.В. Сергеева. После окончания Нижегородской гимназии в 1901 г. он поступил в Тверское кавалерийское училище, по окончании которого в 1906 г. был назначен в 1-й Семиреченский казачий полк. В годы становления Советской власти С.В. Сергеев на стороне Красной армии командовал штабом инженерной бригады в Печерском крае. После демобилизации занимал должности в судебных органах Северо-Двинской губернии. По несправедливому обвинению сам подвергся судебному преследованию и попал в тюрьму. В 1927 г. был полностью оправдан. Однако восстановление избирательных прав произошло лишь после вмешательства А.М. Горького. 

В своих воспоминаниях Сергеев дает принципиально иную трактовку пребывания А. Пешкова в семье Сергеевых. Он подчеркивает, что мальчик-сирота был принят в семью фактически на правах сына. И если за автобиографической трилогией С.В. Сергеев признавал право на художественный вымысел, то начавшееся после смерти А.М. Горького демонизация окружения писателя в годы юности, которой не избежали и его родные, заставила прервать молчание. Обращения Сергеева к чиновникам, музейщикам и литературоведам были проигнорированы. 

В работе над записками С.В. Сергеев активно использовал воспоминания своего отца В.С. Сергеева (сохранились отдельные разрозненные фрагменты), документы (в том числе архивные) и свидетельства современников. Детальное знание городских реалий, личное знакомство с целым рядом персонажей автобиографической трилогии А.М. Горького, семейные фотографии и хорошая память делают материалы Сергеева важным источником сведений для уточнения биографии писателя раннего периода. 

 


(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)
Версия для печати

Возврат к списку