04-05-2024
[ архив новостей ]

«Форма» (<1924>) С.А. Есенина как экспериментальный мини-цикл

  • Автор : Е.А. Самоделова
  • Количество просмотров : 271



Самоделова Е.А.

 

«Форма» (<1924>) С.А. Есенина как экспериментальный мини-цикл

 

«Форма» (<1924>) — состоящий из 2 или 3 или более частей поэтический комплекс, представлявший в архивном фонде П.И. и М.А. Чагиных «три листка под общим заголовком “Форма”», ныне сохранившийся частично в архивах РГАЛИ и ИМЛИ, в т. ч. в фотокопии. Есенин не дал «Форме», кроме этого названия, никаких иных терминологических дефиниций. Слово «цикл» не встречается в его лексиконе по отношению к собственным произведениям. Цикл   — это наджанровое понятие, отнюдь не жанровое определение, которое находится в более узких рамках филологической терминологии.

Известно, что многие сочинения Есенина ориентированы на фольклорную поэтику, исходят из идейно-философского мировоззрения народа и его устно-поэтической системы. Понятие «цикл» в фольклоре исследователи-фольклористы применяют в первую очередь к календарному и семейному фольклору, к сказкам и былинам, реже к другим жанрам. В календарном фольклоре цикл основан на его ежегодной повторяемости в определенные дни церковного календаря. Семейный цикл базируется на повторяемости событий внутри семьи (рода) по поколениям на протяжении жизни его членов. Цикл былин организуется, во-первых, на объединении событий вокруг главного героя; во-вторых, по географии рождения и, дополнительно, основных действий героя (Новгородский и Киевский циклы). Попутно укажем, что цикл как филологическое понятие оказался исторически изменчивым: напр., понятие «Московский цикл», введенный учеными в XIX веке, уже в XX в. воспринимался как научный историзм, поскольку он относился к поздним былинам, которые позднее стали рассматриваться уже как другой жанр – исторические песни. Есенин читал про циклы и циклизацию применительно к фольклору и литературу в школьных и университетских учебниках, но этот вопрос требует отдельного рассмотрения. У поэта наблюдается календарно-циклическое построение «Яра», отмеченное нами и О.Е. Вороновой, то же —  «У белой воды», причем сам рассказ — некий довесок к «Яру», ответвление его темы и написан приблизительно в то же время. Возможен замысел из бóльшего числа примыкающих рассказов, но потом, в процессе работы, Есенин отказался от него.

Важным остаются следующие проблемы: у каких писателей, особенно стихотворцев, современников Есенина и его предшественников, были авторские обозначения цикла, что, безусловно, читал или мог знать поэт хотя бы из лекций профессоров и собратьев-поэтов? Вторая проблема: использовали ли критики произведений Есенина термин «цикл», о чем был осведомлен поэт? Или этот термин применили литературоведы к произведениям поэта уже после его кончины и когда именно, по отношению к каким текстам?

Важно отметить, что «Форма» — это образчик поисков Есенина в данной области теоретической поэтики, причем стихотворной. Это серия его опытов, подборка «примеров» (термин Есенина) к какому-то нереализованному большому филологическому замыслу, подобному созданным в полной мере или частично – «Ключам Марии», незавершенной книге «Словесные орнаменты» и т. п. В качестве рабочего инструмента мы склонны допустить такие понятия, как «поэтическая структура», «открытая структура», «поэтический комплекс», «подборка произведений», «ряд произведений», «ряд текстов», «идейно-художественное целое», «некая целостность», «определенная последовательность» и еще какие-то терминологические обозначения, подчеркнув, что это дефиниции не Есенина, а исследовательские. Наиболее логично использовать какое-то суммирующее определение с термином «пример», примененным Есениным к 3-му тексту.

 


Самоделова Елена Александровна, ИМЛИ РАН, д. ф. н., с. н. с. 

E-mail: helsa@rambler.ru




(Нет голосов)
Версия для печати

Возврат к списку