27-07-2024
[ архив новостей ]

Янко Лаврин – «последний мемуарист» В. Хлебникова

  • Автор : А.Е. Парнис
  • Количество просмотров : 441



А.Е. Парнис 

 

Янко Лаврин – «последний мемуарист» В. Хлебникова

 

Феномен Хлебникова, называвшего себя «королем времени» и «одиноким лицедеем», продолжает волновать и интересовать многих его читателей и почитателей во всем мире, и каждое новое поколение заново открывает этого «странного» и до сих пор не до конца прочитанного русского поэта. В различных архивах находится еще много неизданных текстов Хлебникова и материалов о нем, которые могут составить еще несколько томов и которые ждут своего часа.

Еще в середине 1960-х годов я задумал составить книгу воспоминаний о Хлебникове. Среди тех, к кому я обращался, были также и иностранцы – немецкий поэт-переводчик, бывший сотрудник журнала «Аполлон» Иоганнес фон Гюнтер, польский литератор Владислав Земацки и английский славист, почетный профессор Ноттингемского университета Янко Лаврин.

Первую подборку мемуаров, приуроченную к столетию со дня рождения Хлебникова, я опубликовал в 1985 году в «Литературном обозрении» (№ 12). В предисловии к этой подборке поэт Давид Самойлов писал о Хлебникове: «Он был одним из наших отцов в литературе. Многие пережили страстное увлечение его творчеством. Мы твердили его стихи и слушали рассказы людей, его знавших. Он был одним из самых любимых поэтов Михаила Кульчицкого. Его усердно читал Борис Слуцкий. Из него выводят многие черты поэзии Ксении Некрасовой и Николая Глазкова <…> Ахматова, – вспоминаю разговор с нею, – особенно ценила его послереволюционное творчество <…> Внимание к недрам слова, к самым его глубинам, к мифологической основе, к рождению понятий, к образному содержанию – то есть обновление, освежение речи и языка поэзии, – таковы главные заслуги Хлебникова перед русской поэзией». 

В этой подборке я впервые напечатал фрагменты из воспоминаний Янко Лаврина о Хлебникове и послал их автору в Лондон.

Об этом «последнем» мемуаристе необходимо рассказать подробнее, так как в биографии и творчестве Хлебникова он сыграл значительную и, можно сказать, переломную роль.

Знакомство поэта с Янко Лавриным (1887–1986), тогда русским журнали­стом, было своеобразным подарком судьбы и имело неожиданные последствия. Любопытно, что имя Янко Лаврина нигде в текстах Хлебникова не упоминается, но значение его в жизни и творчестве поэта трудно переоценить. Речь пойдет в основном о русском периоде Янко Лаврина.

18 декабря 1912 года в Москве вышел первый боевой сборник русских футуристов «Пощечина общественному вкусу» с одноименным манифестом, в котором половину занимали тексты Хлебникова, вскоре ставшие его классикой и в котором дебютировал Маяковский двумя стихотворениями («Ночь» и «Утро»).

Первая встреча Янко Лаврина с футуристами Давидом Бурлюком и Владимиром Маяковским произошла в поезде в декабре 1912 года, а знакомство с Велимиром Хлебниковым в Москве состоялось, вероятно, в начале 1913 года – на «фоне» выхода этого скандального сборника. Вне сомнения, между ними должны были быть какие-то разговоры, связанные с выходом сборника.

Хлебников писал в автобиографии (1914): «Некогда выступил с воззванием к сербам и черногорцам по поводу Босно-Герцеговинского грабежа, отчасти оправдавшимся через несколько лет, в Балканскую войну, и в защиту угророссов, отнесенных немцами в разряд растительного царства». Здесь Хлебников упоминает свою статью «Кто такие угророссы», напечатанную в газете «Славянин» (1913, № 13, 28 марта), с которой его связал Я. Лаврин.

Приведу краткие сведения о Янко Лаврине. Он родился в 1887 году в Белой Крайне в Словении. После окончания гимназии в 1907 году он эмигрировал в Россию, где провел около десяти лет (1907–1917) и принимал активное участие в ее литературной и общественной жизни. Здесь он занимался переводами и издательской деятельностью и вскоре стал известным русским журналистом. С 1908 года он стал также активным участником неославянофильского движения, а летом 1909 года — секретарем Славянского съезда в Петербурге. В том же году художник Борис Кустодиев написал портрет Янко Лаврина, который сохранился и находится ныне в Русском музее в Санкт-Петербурге. Вскоре после приезда в Россию Лаврин стал также издателем и соредактором журнала «Славянский мир», который выходил в Петербурге с 1908 по 1911 год, и был в нем главным идеологом. В журнале принимали активное участие известные деятели неославянофильского движения – историки, писатели и ученые, а также представители славянской эмиграции в России. Он стал не только известным переводчиком и издателем, но и общественным деятелем, много сделавшим для развития русско-славянских связей. 

В 1914–1917 годах Лаврин был участником левого кружка художников и поэтов «Безкровное (так!) убийство», в который входили М. Ле-Дантю, О. Ляшкова, В. Ермолаева, Н. Лапшин, И. Зданевич и др. Эта группа выпускала одноименный (гектографированный) журнал (вышло девять номеров). Один его сатирический выпуск – «Албанский» – был посвящен Лаврину. Во время Первой мировой войны Лаврин отправился на Балканы как военный корреспондент от газеты «Новое время», в которой он печатал свои очерки, освещающие события на фронтах. Через год он подготовил книгу очерков под названием «В стране вечной войны. Албанские эскизы» (запрещена цензурой). Поэт И. Зданевич познакомился с «Албанским» выпуском «Безкровного убийства» и в течение нескольких дней написал футуристическую пародию на эту книгу и на «Албанский» выпуск журнала – драму (дра!) на заумном языке под названием «Янко, круль албанскай» (1916). Она была поставлена единственный раз группой «Безкровное убийство» в начале декабря 1916 года в Петрограде в мастерской М.Д. Бернштейна. Это была скандальная постановка, которая вошла в историю русского авангарда.

Статья о неославянофильском периоде Хлебникова, а также атрибуция и введение в научный обиход неизвестного ранее его рассказа «Закаленное сердце (Из черногорской жизни)» и воспоминания Янко Лаврина о встречах с поэтом могут стать основой для одной из глав будущей творческой биографии Хлебникова.

 

Парнис Александр Ефимович, с.н.с. Отдела новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья ИМЛИ РАН. 

E-mail: aparnis@mail.ru

 



(Голосов: 4, Рейтинг: 3.66)
Версия для печати

Возврат к списку