29-04-2024
[ архив новостей ]

Часть 1. М. Горький в кругу искусств

  • Автор : Н.Н. Примочкина, А.Г. Плотникова, М.М. Ожигова, Д.С. Дзигаева
  • Количество просмотров : 186


Часть 1. М. Горький в кругу искусств

Доклады подготовлены в Институте мировой литературы им. А.М. Горького РАН при поддержке гранта Российского научного фонда № 23-28-00421



Н.Н. Примочкина

 

М. Горький и русский художественный авангард

 

Ключевые слова: М. Горький, авангард, живопись, футуризм, искусство, художественное творчество.

 

В докладе исследован тесно связанный с проблемой интермедиальности  вопрос об отношении М. Горького к русскому авангарду – наиболее  яркому течению в искусстве России первой трети ХХ в. Рассмотрены факты тесных творческих и личных контактов Горького с ведущими представителями авангардного искусства: родоначальником русского литературного экспрессионизма Л.Н. Андреевым, поэтами и художниками-футуристами Д.Д. Бурлюком, В.В. Маяковским, художником-экспрессионистом Б.Д. Григорьевым и др. Анализ произведений Горького начала 1920-х гг. в контексте творчества русских авангардистов обнаруживает определенное сходство в их идейных и эстетических взглядах, в их поэтике, выявляет их общий  протестный и гуманитарный пафос, направленный на защиту человеческой личности, страдающей в уродливо деформированном войнами и революциями мире. 

Осенью 1921 г. Горький уехал из России в Германию. Письма писателя на родину свидетельствуют о его глубокой заинтересованности в достижениях современной, преимущественно авангардной русской живописи. Например, 22 ноября 1921 г. писатель советовал в письме В.И. Ленину «устроить в Берлине выставку русского искусства за время революции». Осенью 1922 г. Первая художественная выставка русского искусства действительно состоялась в Берлине. Она имела феноменальный успех у зарубежной публики и произвела настоящий фурор не только в Германии, но во всей Европе. Русские художники-авангардисты — участники этого проекта – попросили Горького войти в качестве почетного члена в Оргкомитет будущей выставки. И писатель тут же ответил согласием. Этот жест писателя – еще одно свидетельство заинтересованности Горького в дальнейшем развитии и успехе нового русского искусства за рубежом.  


Примочкина Наталья Николаевна – доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Отдела изучения и издания творчества А.М. Горького ИМЛИ РАН; e-mail: nprim47@yandex.ru



А.Г. Плотникова

 

Писатель и кинематограф: к вопросу о методологии исследования

Ключевые слова: М. Горький, кинематограф, А.И. Куприн, Л.Н. Андреев, Е.Н. Чириков, немое кино, интермедиальность. 

 

Изучая взаимодействие литературы и кино в начале ХХ века, мы часто наблюдаем ситуацию, когда писатель искренне интересуется новым искусством, живо откликается на предложения кинематографистов, но их отношения роковым образом не складываются. Сценарии, написанные признанными литераторами, оказываются не востребованными, адаптации произведений вызывают у авторов бурное неприятие. Однако неудачный опыт не отвращает писателей навсегда, и мы наблюдаем несколько подобных итераций. Чтобы глубже понять специфику этого взаимодействия и причины таких неудач и нечастых успехов, необходимо исследовать всё разнообразие стратегий взаимодействия писателей с кинематографом.

В связи с этим можно выделить 9 основных направлений исследования. 1) Отклики литераторов на кино как новое искусство и массовое развлечение (Горький, Стасов, Толстой, Андреев). 2) Рефлексия в художественных произведениях, проникновение нового явления в бытовую ткань повседневности. 3) Внимание кинематографа к писателям, попытки привлечь литературные кадры в кинопроцесс. 4) Попытки использовать образ писателя как объект (Горький, Андреев, Куприн). 5) Высказывания о конкретных фильмах (экранизациях и оригинальных сценариях). 6) Использование сюжетов и имен модных писателей (псевдоэкранизации). 7) Участие писателей в адаптации своих произведений для кино (Л.Н. Андреев, А.И. Куприн). 8) Работа писателей над оригинальными сценариями (Е.Н. Чириков). 9) Участие в процессе организации кинематографа (Горький).  

Изучение стратегий взаимодействия писателей и кинематографа является продуктивным подходом, позволяющим не только прояснить отдельные биографические эпизоды, но и выявить особенности системного отношение к новому искусству. 

 

Плотникова Анастасия Геннадьевна – кандидат филологических наук, заведующий Отделом изучения и издания творчества А.М. Горького ИМЛИ РАН; e-mail: aplotnikovaimli@gmail.com 

 


М.М. Ожигова

 

Аполлоническое и дионисийское Ф. Ницше как фактор влияния на горьковское понимание генезиса творчества

 

Ключевые слова: М. Горький; Ф. Ницше; аполлоническое и дионисийское; эстетика; генезис творчества.

 

Доклад посвящен проблеме реализации концепции аполлонического и дионисийского Ф. Ницше в творчестве М. Горького. Дан обобщенный анализ ницшевского влияния на эстетические поиски Горького. Материалом рассмотрения стали рассказ «Об одном поэте» 1894 года и текст «Рассказ об одном романе» 1924 года. Предлагается взглянуть на своеобразный «эстетический диалог», в который вступают рассказы, связанные ницшевской концепцией. Предметом же анализируемого «диалога» становится эстетический поиск самого Горького, а также влияние на развитие его взглядов концепции Ф. Ницше об аполлоническом и дионисийском, с которой писатель был хорошо знаком. Последовательно разбираются рассказ «Об одном поэте», затем текст «Рассказ об одном романе», а затем подводится заключение, содержащее сопоставительный вывод о реализации концепции аполлонического и дионисийского в двух текстах Горького раннего и позднего периода. В результате анализа обнаруживаются прямые цитаты в анализируемых текстах из трактата Ницше, связанных с его эстетической концепцией, а также выявление роли ницшевской теории на развитие взглядов писателя. Кроме того, анализ влияния концепции Ницше помогает обнаружить некоторые тонкости творческой эволюции самого Горького, иную сторону его эстетических поисков, связанную с проблемами генезиса творчества, возможности и необходимости творческого акта. 

 

Ожигова Мария Михайловна – младший научный сотрудник Архива А.М. Горького ИМЛИ РАН; e-mail: ozhigova13.m@gmail.com



Д.С. Дзигаева

 

М. Горький и Ф.И. Шаляпин: история знаменитой дружбы

 

Ключевые слова: Горький и музыка, Шаляпин, оперный певец, музыкант, композитор, архив Горького, Горький и Шаляпин. 

 

Музыкальные контакты М. Горького многочисленны. Это творческие и жизненные отношения как с известными исполнителями и композиторами, так и переписка с начинающими музыкантами. Перечислим эти имена: оперный певец Ф.И. Шаляпин, композитор С.В. Рахманинов, пианист Н.Е. Буренин, композитор Ю.А. Шапорин, дирижер, композитор С.С. Прокофьев, музыкальный критик Д.В. Стасов, Б.В. Асафьев, композитор, музыковед, И.А. Добровейн и многие другие.

Отдельная страница биографии Горького посвящена многолетней дружбе с Федором Ивановичем Шаляпиным, великим оперным певцом, артистом. В Архиве А.М. Горького хранится более 30 писем Горького и столько же Шаляпина к нему. Их первая встреча состоялась в сентябре 1900 г. Знакомство переросло в многолетнюю теплую дружбу, которая длилась около 30 лет. Для Горького эта дружба являлась большой ценностью, Шаляпин был для него не только выдающимся певцом, голосом русского народа, но и настоящим другом.

При участии Горького появилась первая автобиография Шаляпина «Страницы моей жизни», с огромной радостью воспринял артист предложение Горького помочь в работе над ней. Существует еще второй опыт воспоминаний Шаляпина – книга «Маска и душа. Мои сорок лет на театрах» – в ней достаточно места уделено Горькому, его роли в общественной жизни первых десятилетий ХХ века. Горький всегда искренне восхищался мастерством Шаляпина, его даровитостью, размахом души, был крепко убежден в том, что «в русском искусстве Шаляпин - эпоха, как Пушкин». 

 

Дзигаева Дарья Сергеевна – младший научный сотрудник Отдела изучения и издания творчества А.М. Горького ИМЛИ РАН



(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)
Версия для печати

Возврат к списку