01-03-2024
[ архив новостей ]

Часть 2. М. Горький и низовое литературное движение

  • Автор : О.В. Быстрова, Е.В. Кудрина, Н.Ю. Бакшаева, О.В. Романова
  • Количество просмотров : 111


Часть 2. М. Горький и низовое литературное движение

Доклады подготовлены в Институте мировой литературы им. А.М. Горького РАН при поддержке гранта Российского научного фонда № 23-28-01158

 


О.В. Быстрова 

 

М. Горький и низовое литературное движение: перспективы исследования

Ключевые слова: М. Горький, низовое литературное движение, рабкоры, селькоры, литературный кружок, 1920-е годы, 1930-е годы

 

Выступление посвящено перспективам работы исследовательского проекта «Максим Горький и низовое литературное движение» (проект РНФ №23-28-01158 https://rscf.ru/project/23-28-01158/), в основе которого лежит изучение литературного процесса второй половины 1920-х — первой половины 1930-х гг., помогающее выявить взаимоотношения М. Горького с представителями низового литературного движения: рабкорами, военкорами, селькорами, ударниками и т.д. 

Фигура Максима Горького занимает в литературном процессе ХХ столетия значительное место: его проекты литературных журналов, книгоиздательских серий, его организационная деятельность становятся фундаментом для исследований по истории низового литературного движения. Само понятие «низовой», предложенное в исследовательском проекте, у Горького видоизменялось, но никогда не изменялось отношение к этому понятию — начинающий писатель. 

Будучи самоучкой, Горький относился к мечте стать писателем, как вопросу решаемому, но обязательно подкрепленному знанием или желанием учиться. Его общение участниками низовых литературных объединений (кружков) можно рассматривать, с одной стороны, как институциональный подход к историческому процессу, которое расширяет традиционное историко-литературное представление о фундаменте писательского сообщества. А с другой стороны, это желание научить быть даже не писателем, а культурным человеком (воспитанным, образованным!) связано с жизнью в социуме как таковом! 

Изучение связей писателя и начинающего/желающего познать литературный мир помогает убедиться в насыщаемости хроники литературной жизни отдельно взятого периода, равно как отдельно взятого города, понять механизм влияния человека на литературную организацию (кружок, сообщество, содружество и др.) и обратное воздействие литературной организации на человека. В данном случае, под институциональным подходом, подразумевается, низовая (т.е. рабочая, колхозная, школьная, институтская и т.д.) писательская организация, как смысловая конструкция социального взаимодействия. 

Проведенный анализ механизма низового объединения позволяет увидеть процесс трансформации участников. Изучение механизма коммуникативных связей (отчасти, стратегии поведения) членов в низовом объединении с, позволяет увидеть, как отдельные участники воспринимают свою деятельность в кружке как ступень к повышению своей литературной практики. 

Выявленные документы для проекта в архивах (Архив А.М. Горького (Москва, ИМЛИ), ОР ИМЛИ РАН) позволяют осознать влияние писателя на начинающих авторов. Так, в архиве писателя хранятся многочисленные произведения с пометами и многочисленными исправлениями авторов для проекта, которым он рекомендовал не заниматься литературой. Выход из создавшейся удручающей ситуации Горький видел в необходимости выработки общей программы, которая будет положена в основу занятий с начинающими писателями. Этому подчинены все проекты писателя: журналы «Наши достижения», «Литературная учеба», книгоиздательские серии «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», создание Вечернего рабочего литературного университета. 

Исследовательский проект дает возможность полнее представить Горького в сложный период бытования литературных организаций, делавших ставку на представителей низового литературного движения.

 

Быстрова Ольга Васильевна – кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Отдела изучения и издания творчества А.М. Горького ИМЛИ РАН; e-mail: bystrova63@mail.ru

 



Е.В. Кудрина

 

М. Горький – инициатор пробуждения творческого начала в детях

 

Ключевые слова: М. Горький, учащиеся, архив, литературный кружок, письма, публицистика

 

Тема взаимодействия М. Горького с детьми обширна и многогранна. Горький вёл переписку с детьми, организовывал детские праздники, отвечал на многочисленные просьбы, обращался к детям с вопросами и предложениями, интересовался проблемами развития и воспитания подрастающего поколения. Часто выступая инициатором общения, Горький побуждал детей брать в руки карандаши, ручки и писать, рисовать, творить, действовать, «думать о будущем». Особая воспитательная стратегия писателя давала значимые результаты: со всех концов страны Горькому (в Италию, Москву, Крым) отправлялись многочисленные детские послания, многие из которых сохранились в архиве писателя под шифром «детские письма Горькому» (ДпГ). 

Дети откликались на книги, публицистические статьи и открытые письма Горького, посылали ответы на вопросы, отзывы и рецензии о прочитанных книгах, просьбы и, конечно, собственные творения самых разных жанров, поиск и систематизация которых ведётся в рамках нашего исследования. Общение с детской аудиторией было чрезвычайно важным и плодотворным процессом для писателя: детские произведения становились источником его вдохновения, давали повод для создания произведений. Таковы, например, предисловия Горького к сборнику детских рассказов о первой мировой войне «Интересные незнакомцы» и книге «Кем хотят быть наши дети», статьи «О детях», «О сказках», «Литературу – детям» и др. 

Комментирование публицистических текстов писателя, использующего в своей работе детские письма, – серьёзная научная задача, с которой можно справиться, детально анализируя сохранившиеся в архиве документы. В рамках исследования также ведётся работа по поиску биографических сведений о юных корреспондентах писателя, неоценимую помощь в котором оказывают краеведы, историки, сотрудники музеев и библиотек. Так, удалось восстановить биографии нескольких корреспондентов – Виктора Зырянкина, Эсфири Озерниковой, Николая Стромилова, Владимира Тихомирова, Екатерины Холиной, Анатолия Чертовских и др. Разыскание документального материала и составление портретов-очерков пишущих Горькому детей – сложная, но чрезвычайно интересная задача, требующая разрешения. 


Кудрина Елена Викторовна – кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Отдела изучения и издания творчества А.М. Горького ИМЛИ РАН; e-mail: kelenvik@yandex.ru




Н.Ю. Бакшаева

 

МАПП в проекте А.М. Горького «История фабрик и заводов»: по архивным материалам отдела рукописей ИМЛИ РАН

 

Ключевые слова: М. Горький; Московская ассоциация пролетарских писателей; Российская ассоциация пролетарских писателей; История фабрик и заводов, коммуникация, пролетарские писательские ассоциации; массовый писатель.

 

В докладе рассмотрен конкретный эпизод в истории литературного процесса 1920-1930-х гг. — роль А.М. Горького в кульминационных сценах деятельности Российской ассоциации пролетарских писателей. Осенью 1931 г. началась работа над «Историей фабрик и заводов» —главного общего дела писателя и организации. В рамках проекта «Максим Горький и низовое литературное движение» появилась возможность изучения источников, хранящихся в фонде Московской ассоциации пролетарских писателей (региональной секции РАПП) ИМЛИ РАН. Отчеты, стенограммы заседаний руководов кружков на предприятиях и собраний представителей райкомов и МАПП отразили вовлеченность низового литературного движения в работу над ИФЗ. Эпистолярное наследие писателя и опубликованные документы дополнили архивные источники, что позволило реконструировать коммуникативные связи акторов с Горьким. 

Структура взаимодействия формировалась согласно схеме, он  они. Где он — Горький, они — РАПП, Московская ассоциация пролетарских писателей, литературные кружки при заводах, представители правления ассоциации, низовые авторы – участники издательского проекта Горького. Руководы и активы мапповских кружков при московских заводах организовывали занятия и лекции, мероприятия и встречи, эстафеты и соревнования, нацеленные на знакомство рабочих с программой ИФЗ и сбору воспоминаний рабочих. Данные материалы легли в основу рукописей, на которые оставил отзывы Горький. После чего литературные коллективы занялись редактированием первых вариантов. Таким образом, в ходе работы над ИФЗ литературным кружкам МАПП на предприятиях удалось продолжить работу после ликвидации РАПП весной 1932 г. вплоть до 1933 г., пока дела низовых литературных организаций не были переданы Оргкомитету ССП.

 

Бакшаева Наталья Юрьевна – научный сотрудник Отдела рукописей ИМЛИ РАН; e-mail: nbobresova@gmail.com



 

О.В. Романова

 

Юбилей М. Горького в 1932 г.: по материалам оргкомитета Союза писателей СССР

 

Ключевые слова: М. Горький, юбилей Горького 1932 г., Союз писателей СССР, архив, отдел рукописей ИМЛИ РАН

 

Изучение литературной деятельности А.М. Горького занимает большое место в литературоведении. Однако немногие исследователи знакомы с тем, как его литературная работа повлияла на обучение и становление низовых писателей. Представленные архивные материалы по организации празднования юбилея творчества писателя в 1932 г. открывают для исследователей новые возможности. 

Цель работы заключается в том, чтобы показать этапы подготовки, не только в широком масштабе страны, но и на местах, а именно в низовых кружках, среди простых рабочих. 

Для достижения поставленной цели были изучены материалы фонда №41 Союза писателей СССР (ССП) Отдела рукописей ИМЛИ РАН. При работе с фондом были найдены порядка 20 ед. хр., касающихся проведения праздника. Обнаружены фотографии низовых писателей различных кружков Москвы. 

Результатом работы является введение в научный оборот новых архивных документов и открытие нового фокуса для дальнейших исследований.

 

Романова Ольга Владимировна – младший научный сотрудник Отдела рукописей ИМЛИ РАН



(Голосов: 4, Рейтинг: 3.66)
Версия для печати

Возврат к списку