26-04-2024
[ архив новостей ]
  • Статьи
    Былевой эпос на Тереке

    Работа в архивах и рукописных фондах по подборке материалов по былевому эпосу терских казаков для тома «Героический эпос» Свода «Памятники фольклора народов Дагестана» подтвердила широкое бытование былевого эпоса казаков в Дагестане. В докладе отмечено, что  былины, записанные в Дагестане,  по своему характеру они ближе к новгородскому социально-бытовому циклу.

    О. В. Селина
    «Открытие Пушкина»: пушкинская драматургия в театральной теории и педагогике Мейерхольда 1910-1920-х гг.

    Статья посвящена одному из аспектов деятельности Мейерхольда-теоретика драмы и театрального педагога: опровержению устоявшегося мнения о пушкинской драме как «драме для чтения». Сценичность Пушкина была открыта режиссером через западноевропейский контекст: древнегреческую трагедию, Шекспира, испанскую драму (Лопе де Вега, Кальдерон). В течение двадцатилетнего периода (с 1910 г. по конец 1920-х гг.) имя Пушкина было последовательно связано для Мейерхольда с важнейшими понятиями его собственной театральной практики: «условным театром», «нелитературным театром» (театром действия), «сценическим гротеском», «балаганом», «монтажом аттракционов». Своим ученикам Мейерхольд предлагал драматургию Пушкина как тексты, на которых должно происходить воспитание актера-гистриона, актера-биомеханиста, театрального режиссера и художника.

    О. Н. Купцова
    Социальная антропология в современном провинциальном городе

    В статье на отдельных примерах показано как методы и тематика классической фундаментальной социальной антропологии преломляются в полевых исследованиях среди современных жителей малых городов России.

    О. Ю. Артемова
    Максим Горький и Каприйская школа: Пролетарская культура между утопией и реальностью

    Статья посвящена важнейшему периоду в истории философии и культуры, которому суждено было сыграть впоследствии ключевую роль в становлении мировоззрения всех участников философских, литературных и политических дискуссий.

    Паола Чони
    Религиозные корни «социалистического реализма»

    В статье анализируются взгляды А.М. Горького на литературу и художественное творчество, сложившиеся в период создания им на Капри школы для рабочих

    Паола Чони
    Опыт классификации типических мест в разновременных записях эпоса «Тон-Аралчын-хан» (по Указателю Е.Н. Кузьминой)

    В  «Указателе типических мест героического эпоса народов Сибири», составленном Е.Н. Кузьминой, впервые проведена систематизация «общих мест» героического эпоса алтайцев, бурят, тувинцев, хакасов, шорцев и якутов. В результате привлечения  обширного материала в сравнительном плане и выявления всего перечня типических мест эпоса названных народов ею была разработана Структура данного указателя, в котором каждое «общее место» получило свой индекс.  / Кузьмина Е.Н., 2006, с. 58 /.

    С. М. Орус-оол
    Структура сюжета эпоса «Давид Сасунский» — инварианты и трансформации

    Возможны два понимания сюжета: сюжет как идеология и сюжет как форма организации текста. Первый осознаваем автором и читателями, второй не осознаваем и может быть выявлен только в результате метаязыкового анализа. Это не столько содержание, сколько семантическая форма, которая организует собственно содержаниие.

    С. Т. Золян
    Фольклорные указатели: проблемы и перспективы направления работы

    Ко второй половине XIX в. количество текстов повествовательного фольклора, собранных европейскими и русскими учеными, достигло тех критических величин, за пределами которых привычные приемы работы с материалом становились все менее и менее эффективными. Необходимы были каталогизация существующих записей и составление своего рода «навигационных карт» для ориентации в этом материале.

    С. Ю. Неклюдов
    СССР из Парижа глазами Г.А. Алексинского

    Депутат Государственной думы Российской империи II созыва большевик Г.А. Алексинский, эмигрировав в 1907 году в Париж, легко вписался во французское общество. Однако в 1917 году после Февральской революции он возвращается в Россию, а после Октябрьской – вновь эмигрирует. В период второй эмиграции Г.А. Алексинский активно делится соображениями о том, почему СССР, по его мнению, не имеет ничего общего ни с революцией, ни с марксизмом.

    Серж Роле
    Странные иностранцы. Актерские образы чужого в театре 20-х годов

    Статья посвящена проблеме деформации, характерной для образов иностранцев в советском театре 1920-х годов. В центре исследования — различные стили актерского грима — эксцентрический, экспрессионистический, карикатурный, экспрессионистский, абстрактный, декоративный, конструктивистский, реалистический и др.

    Стефан Поляков

Статьи 40 - 49 из 59
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец